Звучал кларнет… в оркестрах-побратимах!

06.03.2024

В первый день весны на сцене нашего театра прошел удивительный концерт –феноменальное переплетение классической и эстрадной музыки в исполнении двух великолепных оркестров Магадана. И объединил их чарующий кларнет и солист обоих творческих коллективов Антон Кузьмин.

Хотя, как приглашенный музыкант он сотрудничает и с другими оркестрами нашего города, но наибольшая загруженность у него в симфоническом оркестре МГМДТ и в Магаданском оркестре духовой и эстрадной музыки.

Истоки зарождения симфонического оркестра относятся еще ко временам античной Греции. Две тысячи лет назад проходили концерты на открытом воздухе, в которых участвовало одновременно до двадцати тысяч певцов и столько же исполнителей на трубах и арфах.

С тех пор симфонический оркестр и состоит в основном из струнной и духовых секций, а также клавишных и ударных инструментов. Но, конечно же, становление симфонического оркестра относится к шестнадцатому и семнадцатому векам,

когда в Европе были изобретены скрипка, виолончель, контрабас, вытеснивший своих предшественников – виолу и лютню.

Второй вехой в истории симфонического оркестра стал девятнадцатый век, когда в нем появились современные духовые инструменты.

Симфонический оркестр – это сложный организм, где важна каждая его составляющая, и струнная секция, и духовая в своих деревянной и медной группах. При всем профессионализме музыкантов, самую главную роль в оркестре играет, конечно же, дирижер.

В нашем концерте «Звучит кларнет» слушатели смогли сполна насладиться звучанием обоих оркестров, а также сравнить магию «волшебных палочек» двух дирижеров: художественного руководителя и главного дирижера МГМДТ Руслана Козовчинского

и руководителя Магаданского оркестра духовой и эстрадной музыки, почетного работника культуры г. Магадана Алексея Грошевика.

Оба маэстро прекрасно слышат каждый инструмент в своих оркестрах, оба обладают исключительно тонким гармоническим слухом, можно без преувеличения сказать, что и Руслан Козовчинский, и Алексей Грошевик – слухачи из слухачей, умеющие контролировать десятки партий, не допуская неточной игры ни у кого.

Согласитесь, что это ювелирно точная и сложная работа. Если в первом отделении царила европейская классика – произведения В.А. Моцарта, П.И. Чайковского, Л. Басси, и сыграны все номера были безукоризненно, при соблюдении всех составляющих академического концерта: баланса звука, безупречного чувства ритма и темпа, который в симфонической музыке не задается раз и навсегда одинаковым, как в ровной и неизменной пульсации дискотечных танцевальных шлягеров, а следует развитию темы симфоний великих композиторов Западной Европы и России.

Точное следование партитурам гениев академической музыки, как и дирижерское прочтение музыки классиков, все это зависит от безусловного лидерства и авторитета руководителя оркестра. Руслан Козовчинский одним взмахом палочки диктует своим музыкантам концепцию и исполнительское понимание мировых гениев музыки, выстраивая концерт, как единое гармонично звучащее пространство. У маэстро Козовчинского свой узнаваемый «почерк», и высокая планка академического исполнительства.

Второе отделение концерта «Звучит кларнет» заполнил акустику большого зала МГМДТ Магаданский оркестр эстрадно-духовой музыки. Фактически, это сильный и уже признанный далеко за пределами Колымы биг-бэнд. Джазовая составляющая ОДЭМ наряду с такой традиционной функцией духового оркестра, как военная, маршевая, делает коллектив под управлением Алексея Грошевика гибким и удивительно пластичным. Ритм-секция ОДЭМ, импровизационность оркестрантов, яркая сценичность и харизма, как дирижера, так и всех его музыкантов, а также приглашенных артистов, снискали популярность среди зрителей, а кроме того немало наград на различных фестивалях и конкурсах.

В исполнении ОДЭМ прозвучали классические и джазовые пьесы в собственной обработке дирижера и его музыкантов. Музыка Р. Штрауса, К. Краутгартнера, Г. Фейдмана, Р. Кирби, Х. Тизола, А. Шрайнера, П.И. Чайковского, азербайджанского композитора А. Рзаева и русская народная песня «Валенки». Каноническая джазовая пьеса «Караван» в прочтении Алексея Грошевика и ОДЭМ значительно отличалась как от первой записи этого произведения оркестром Дюка Эллингтона, так и от ее бесчисленных вариаций по всему миру. Сам по себе звучащий ориенталистски «Караван» был окрашен латиноамериканскими яркими красками, а также сдобрен экзотическим танцем Ксении Сёмиковой.

Из фирменного концертного стиля ОДЭМ зрителю был подан «морковный» кларнет. На глазах у публики Алексей Грошевик и Антон Кузьмин при помощи электродрели изготовили из обыкновенной моркови самодельный духовой инструмент, который вполне себе прилично звучал с мундштуком от кларнета. И, разумеется, звездой обоих отделений концерта «Звучит кларнет» был сам юбиляр, отметивший 30-летие творческой деятельности – неоднократный лауреат престижных творческих состязаний, лучший кларнетист, по признанию жюри и публики международных и всероссийских фестивалей и конкурсов, солист симфонического оркестра МГМДТ и ОДЭМ Антон Кузьмин.

Демонстрируя филигранную исполнительскую технику, даже когда его дирижер, блестящий шоумен Алексей Грошевик по частям разбирал инструмент своего солиста, Антон Кузьмин ухитрялся играть на одном мундштуке вообще, без раструба, нижнего колена, верхнего колена и бочонка.

Магаданский зритель оглушительными аплодисментами наградил всех участников концерта, в обоих отделениях которого не состязались, а органично дополняли друг друга два великолепных оркестра Магадана, ведь их можно с полным правом назвать – побратимами.

Истинное музыкальное искусство всегда преодолевает жанровые границы, не говоря уже о конкуренции, и создает настоящий симбиоз строгой, выдержанной академической музыки с выросшим из военных маршей и уличным негритянским диксилендом джазового биг-бенда. А вы побывали на концерте 1 марта? Если нет, то следите за рекламой и афишами! Не пропустите новых встреч с этими двумя замечательными оркестрами!

И кстати, сегодня Антон Кузьмин отмечает свой день рождения! Желаем нашему коллеге крепкого здоровья, творческого долголетия, счастья, любви и признания у его слушателей и всяческого благополучия!