СТО ЛЕТ ЕМУ – НЕ ВОЗРАСТ

19.12.2022

Юбилей вечно молодого джаза отметили в Магаданском театре

В субботу 17 декабря на сцене Магаданского государственного музыкального и драматического театра прошел концерт «Старый, добрый джаз» ансамбля «Диксиленд» под управлением главного дирижера МГМДТ Руслана Козовчинского и Антона Кузьмина. Ведущими праздничного вечера выступили главный режиссер музыкального театра, заслуженная артистка России Леонова и ведущий мастер сцены, артист драматической труппы Александр Тарасюк. В программе концерта, посвященного 100-летию Российского джаза, прозвучали и Моцарт в зажигательной джазовой обработке, и песни советских композиторов. В этом году по всей стране прошли юбилейные концерты и мероприятия, посвященные этой знаменательной дате. Ведь именно в 1922 г. в СССР впервые раздались рокочущие раскаты труб, саксофонов, кларнетов, тромбонов, россыпь барабанных трелей и ритмичное уханье контрабаса-филина. Все эти музыкальные инструменты были вполне привычными и традиционными для европейского симфонического оркестра. Однако в новомодной заокеанской упаковке они зазвучали возбуждающе и притягательно, по-новому и очень интересно.

Первопроходцем и основателем отечественного джаза стал поэт Валентин Парнах, организовавший свой джазовый ансамбль ровно сто лет назад. Вместе с ним у истоков российского джаза стояли Александр Варламов, Николай Минх, Александр Цфасман, Леонид Утесов, Яков Скороморовский, а также один из наиболее востребованных советских композиторов той поры Исаак Дунаевский и многие другие авторы и исполнители джаза, который очень быстро приобрел черты национальных культур всех народов Советского Союза, переложивших на джазовые лады собственную этномузыкальную традицию. Достаточно сказать, что и на Кавказе, и в Средней Азии, и в Прибалтике, не говоря уже о России, в частности, о Татарстане и других регионах страны, везде появились свои уникальные и самобытные джазовые коллективы, которые, отталкиваясь от таких, уже ставших академическими, жанрами джаза, как диксиленд, свинг, рэгтайм, би-боп и прочие, смогли привнести собственное звучание этого ритмичного искусства музыки, пения и танца.

Ведущие концерта Мария Леонова и Александр Тарасюк рассказали зрителям в непринужденной, щедро сдобренной юмором и шутками, манере о столетнем пути развития джаза в нашей стране. Музыканты эстрадно-джазового ансамбля «Диксиленд» порадовали публику зажигательными номерами. Это был поистине праздник заводной, танцевальной музыки, чьи мелодии уже не были бродвейскими шлягерами, или щемящими негритянскими блюзами эпохи «Ревущих двадцатых» и «Великой Депрессии» 1929 – 1930-х г.г., отнюдь! Все импровизации артистов «Диксиленда» строились вокруг любимых песен советских композиторов, прибавляя им пульсирующего, со сбивками, барабанного рисунка вкупе с остальной ритм-секцией – бас-гитарой и клавишными, на фоне которых виртуозы трубы, кларнета и тромбона покоряли зрителей невыразимой легкостью и отточенной техникой исполнения.

Каждый из музыкантов «Диксиленда», кларнетист Антон Кузьмин, тромбонист Руслан Козовчинский, трубач Виталий Лозин, пианист Александр Пискайкин, басист Денис Якутин и барабанщик Владимир Костромин – музыканты-профессионалы с академическим образованием. За сто лет, прошедших с момента зарождения джаза в СССР, когда его основал поэт Валентин Парнах, не умевший ни играть на музыкальных инструментах, ни как следует петь, но очень любивший эту ритмичную музыку американских негров, сегодня надо не просто уметь импровизировать, но и знать ноты, иметь твердое музыкальное образование. Впрочем, это уже хорошо понимали и такие образованные джазмены, как Дюк Эллингтон, в конце 1930-х, и выдающийся трубач и дирижер Эдди Рознер, музыкант с мировой известностью, в довоенный период объездивший с гастролями пол Европы, и даже посетивший Америку, а после начала второй мировой войны эмигрировавший в СССР, спасаясь, как человек еврейского происхождения от немецких нацистов. После войны волей судьбы Эдди Рознер оказался в Магадане, где создал свой новый джазовый оркестр.

Среди других основателей и первопроходцев джаза стоит отметить и режиссера Леонида Варпаховского, работавшего в нашем театре с конца 1930-х до начала 1950-х годов. Он также был руководителем одного из первых московских джазовых ансамблей еще в 1920-е годы. Исполнитель русских и цыганских романсов Вадим Козин нередко записывал свои песни в 1930-х в сопровождении джазовых ансамблей и музыкантов. Так что Магадан в строю других джазовых городов России занимают свою особую нишу, имея несомненные достижения в этом музыкальном жанре.

В концерте приняли участие и солисты-вокалисты Магаданского музыкального театра: Наталия Нерчевская, Светлана Кузнецова, Галина Манаева, Эльдар Тетакаев, а также артисты балета Елена Александрова и Максим Шилин. Конечно же, исполнила джазовую песню и главный режиссер театра Мария Леонова в паре со своим со-ведущим Александром Тарасюком. Среди произведений, прозвучавших на юбилейном вечере, посвященном 100-летию Российского джаза, были такие шлягеры, как: «Ночная серенада» В. А. Моцарта, «Красный сарафан» А. Варламова, «Шаланды полные кефали» Л. Утесова, «Стрелка» И. Дунаевского, «Моя любимая» М. Блантера, «Подмосковные вечера» В. Соловьева-Седова, «Наш сосед» Б. Потемкина, «Веселый напев» Н. Мордасова, «Неудачное свидание» А. Цфасмана, «Старый рояль» М. Минкова, канонический «Рэгтайм» С. Джоплина, русские народные песни и др.

Концерт пролетел быстро и динамично, зрители даже не хотели расходиться и готовы были дальше слушать эти зажигательные мелодии отечественного джаза. Остается добавить, что подобные встречи в филармоническом формате в нашем театре продолжатся и впредь. Впрочем, мы и раньше баловали свою публику разножанровыми концертами. Следите за театральной афишей! Впереди вас ждут новые, яркие встречи с нашими симфоническим оркестром, эстрадно-джазовым ансамблем «Диксиленд» и солистами-вокалистами!

Игорь Дадашев,

руководитель литературно-драматургической частью МГМДТ