СТАРАЯ ЗАЙЧИХА – АРХЕТИПЫ ЛЮБВИ НА МАГАДАНСКОЙ СЦЕНЕ

11.11.2022

В заснеженный четверг десятого декабря на малой сцене Магаданского театра муздрамы прошла премьера спектакля «Старая зайчиха» по пьесе Николая Коляды в постановке главного режиссера МГМДТ, заслуженной артистки России Марии Леоновой

Вся наша жизнь, во всяком случае, ее глубинная, психоэмоциональная составляющая, это переплетение архетипов, либо надежно спрятанных, подобно пресловутой «Кощеевой игле», либо тщетно подавляемых, но неуправляемых, как пар в перегретом котле с плотной крышкой, грозящий в любой момент взрывом. Спектакль «Старая зайчиха» имеет в себе несколько слоев понимания и сопереживания, разоблачение которых, проникновение в авторский замысел и режиссерскую трактовку лишь внешне схоже с процессом снятия слоев луковицы или капустного вилка – излюбленного лакомства, к слову, длинноухой главной героини пьесы Николая Коляды.

Кстати, сам драматург является неординарным режиссером, мастером и наставником для многих молодых авторов пьес, основателем театрального фестиваля «Коляда Plays» и, конечно же, этаким современным российским «Шекспиром», хозяином собственного театра «Глобус». В этой классической традиции сотворения своего мира Николай Коляда преуспел, как никто иной из коллег-демиургов театрального пространства – создав уникальную вселенную из волшебного веера понятных и простых, на первый взгляд, принимаемых зрителем на ура и по щелчку пальцев, пьес, в которых за банальностью повседневного бытия персонажей упрятаны глубины архетипичных смыслов и эпический размах, вполне сопоставимый с античными гениями – родоначальниками всего европейского театра.

Впрочем, наш российский наследник Эсхила и Софокла оставляет большое поле для маневров и коллегам-режиссерам, берущимся ставить его пьесы. И в этом плане постановка «Старой зайчихи» главного режиссера Магаданского государственного музыкального и драматического театра, Заслуженной артистки России Марии Леоновой является безусловным явлением, очередной взятой «планкой», творческим достижением, продолжающим блестящий ряд ее предыдущих разноплановых постановок. От первой самостоятельной режиссерской работы Марии Леоновой – мюзикла «Моя жена лгунья», увидевшего свет в далеком 2008 г., до «Старой зайчихи» пролегла череда оперетт, волшебных сказок, музыкальных комедий, легких и воздушных, как брызги шампанского под изысканные аккорды венских и отечественных классиков этого жанра.

«Старая зайчиха» в этом блистающем ряду музыкальных постановок отнюдь не выглядит «Золушкой» до выхода в свет, а глубоко проработанным драматическим действом, что зримо подтверждает профессиональный и творческий статус и авторитет главрежа музыкальной труппы Магаданского театра. О чем же этот спектакль?

В последнее время среди молодежи распространилась «модная болезнь» — спойлерофобия. Ой, только не рассказывайте нам о чем эта книга, спектакль или фильм, иначе будет не интересно смотреть или читать то или иное произведение искусства. На самом деле такая боязнь узнать подробности сюжета и фабулы – признак незрелого, инфантильного потребительства, навязанного нам вместе с гамбургерами, поп-корном и масс-культом с Запада. Есть вечные книги, и вечные сюжеты, есть классические спектакли, не сходящие со сцены даже не десятки лет, а столетия и тысячелетия, есть фильмы, не стареющие, несмотря ни на какие 3D и прочие технические ухищрения, которые не приедаются и смотрятся новогодними вечерами под оливье, как нестареющие истории о любви.

«Старая зайчиха» — это такая же древняя, как первая глава Ветхого завета, история взаимоотношений Женщины и Мужчины. В истории грехопадения наших прародителей, в античных мифах классической Эллады – родины европейского театра, в трудах гениального швейцарского психолога Карла Густава Юнга прослеживается общая нить – борьба и взаимовлечение полов. Человек все же не создан андрогином, но двумя разными существами – Адамом и Евой. И «Старая зайчиха» — это, если угодно, продолжение, творчески переработанная драматургом и режиссером, истории Ромео и Джульетты, останься они в живых, Отелло и Дездемоны, Тристана и Изольды, Орфея и Эвридики, Персея и Андромеды, да что там, если уж сдавать по-крупному взятки в этом мифо-архетипичном покере, то и самого громовержца Зевса с его ревниво-гневливой супругой Герой.

Можно ли бояться «спойлеров», раскрывая особенности той или иной трактовки бессмертной шекспировской трагедии? Хоть истории о безнадежной любви Ромео и Джульетты, хоть отравления ртутной ревностью Отелло? Нет! Потому что это классика, к которой мы возвращаемся всякий раз, перечитывая творения английского театрального гения. И знание деталей той или иной пьесы классика не заполняет душу зрителя суеверным страхом перед «спойлерами», потому что для благодарной публики важнее катарсис – очищение души сопереживанием героям высокой трагедии.

Если говорить вкратце о сюжете «Старой зайчихи», то это, на первый взгляд, простая, даже банальная, как зачастую у Н. Коляды, встреча через сорок лет двух старых людей, некогда бывших мужем и женой. Она – заматеревшая в своем московском цинизме «королева корпоративов», а по сути, клоунесса, готовая за обещанный «жирный гонорар» сыграть хоть «негритоску» а-ля солистка всенародно любимого в СССР ансамбля «Бони М». Он – ее бывший муж, который живет у черта на куличках, в далеком заснеженном городке на Севере. Это может быть любой из заполярных «медвежьих краев». И наш богом забытый Магаданчик, как никто иной подходит на эту роль. Бывший муж, побухивающий работник местного Дома культуры. Некогда драматический актер ныне трудится «звукарём и осветителем». Конечно же, в ДК нет привычных ему спектаклей, а так, все больше «творческая самодеятельность».

И вот Она приезжает в этот город, где даже роуминга нет, чтобы сыграть фальшивую звезду африканского разлива на корпоративе местного олигарха с типичным для постсоветской «прихватизации» имечком – Израиль Борисович. Уже смешно, не правда ли?

Зал периодически взрывается смехом, откликаясь на реперные точки кипения человеческой души в бойлере земного страдалища и средостения страстей. Комичность диалогов, смеховая культура, как отмычка народного самосознания, это излюбленный творческий метод Николая Коляды. Однако если сравнивать авторскую постановку «Старой зайчихи», видео которого доступно в мировой паутине, с магаданской версией, то трактовка Марии Леоновой отличается от гипер гротеска Николая Коляды той удивительной реалистичностью и точной прорисовкой драматического повествования, как и заповедал нам К.С. Станиславский в своем творческом наследии.

На малой сцене МГМДТ, в узком, камерном кругу, где невозможно ни сфальшивить, ни «сыграть в пол ноги», перед ограниченным кругом зрителей, как перед паствой катакомбного проповедника гонимой цезарем «секты» раскрывается мистерия Духа и Любви. И от шаржированного гротеска на грани фола и фарса персонажи спектакля проводят публику к прохладной и очищающей слезинке, прочерчивающей глубоководное русло по щеке бытия.

Зачем Он обманывает Ее, организовав фальшивое приглашение на такой же фальшивый «корпоратив» у олигарха, приглашая в свой маленький и убогий городишко на краю света? И что за архетип «Зайчихи», вынесенный в заглавие пьесы? О качественных характеристиках различных типов и масок Женской Души не писал только ленивый после Юнга. Рассматривать их по одиночке, всех этих Принцесс, Охотниц, Жриц-Муз, Хозяек, Мамочек и прочих Сестер, Оторв, Роковых красавиц-вамп, можно долго и нудно. Не для бульварного чтива здесь разливаюсь мыслию по древу. Кто-то из исследователей женской психологии берет на вооружение имена и качества-свойства античных богинь. Но в целом все психологи, как профессионалы, так и доморощенные любители сходятся в одном – доминирование только одной из сторон натуры Женщины приводит к ее одиночеству и надрыву с поистине звериным воем от этой своей невостребованности в любви и ласке.

Он же, как легкомысленный в молодости инфантильный человек, актер, звезда провинциального ТЮЗа, главный герой детской сказки про «Зайку-зазнайку», спивающийся никчемный и профнепригодный пенсионер, когда-то страшно обидевший свою, мудрую по роли «Старую Зайчиху», бывшую жену изменой, не может и дня прожить без того, чтобы не жалеть о том утраченном рае с ней, откуда был с позором изгнан четыре десятилетия назад.

К слову, вышедшие из египетского рабства евреи под водительством Моисея тоже сорок лет блуждали по пустыне, которую и обойти-то из конца в конец можно за считанные дни. Не так уж и трудно пересечь этот клочок земли. Но на то, чтобы избыть в себе рабство греха понадобилось, целая смена поколений… Кстати, в день премьеры выпала еще одна забытая дата – ровно сорок лет со дня смерти одного из последних руководителей СССР Леонида Ильича Брежнева, с уходом которого стала клониться к закату и звезда нашего пролетарского государства, откуда все мы родом. И драматург, и режиссер, и актеры, и сами типажи «Старой зайчихи» и весь «негритянский» шик-блеск диско-культуры 1970-х.

И вот так, с шуточками-прибауточками, про «хороший левак», что только укрепляет брак, с приколами и насмешками, взаимным царапанием и обижалками Ему удается-таки растопить лед в сердце своей до сего дня не простившей предательства своего Кая Герды.

Есть ли пресловутый «хэппи-энд», к которому нас приучил-навязал Голливуд, в этом спектакле? Есть! Как есть на свете и Любовь, и Вера, и Надежда.

Спектакль «Старая зайчиха» — это блистательный дуэт мастеров сцены – Почетного работника культуры г. Магадана Людмилы Анисимовой, отметившей в этом году свой юбилей, и Заслуженного артиста России Николая Бекасова. Наверное, назвать эту тонкую душевную травму, глубокую человеческую драму – бенефисом, это только принизить факт сотворения высокого искусства, пробуждающего в душах зрителей подлинное сострадание и сочувствие, катарсичное очищение от сопричастности к судьбам этих двух незадачливых актеров-неудачников, растративших и божий дар, и бытовую сытную «яичницу», сидящих на горьком хлебе и водке одиночества и тоски. Это история Евы, простившей предательство своему Адаму, который тщетно и нелепо попытался оправдаться перед Творцом тем, что это Женщина, его Зайчиха, соблазнила и ввела его в искушение плодом от древа познания Добра и зла.

Пронзительная игра двух признанных мастеров сцены – Николая Бекасова и Людмилы Анисимовой, чей талант был изначально огранен в таком «легком» жанре, как оперетта, оказался весьма глубоким драматическим дарованием. Обоим по плечу погружение в почву, удобренную страстями и «болячками» духовными, из которых прорастает не просто очередное «зерно роли», но Образ выношенный, выстраданный и вымоленный, поднимающийся к небу. Их искусство и мастерство – классицистичны. Ведь слово «Классика» переводится на русский, как «Образец». И в этом нет равных Людмиле Анисимовой и Николаю Бекасову, как вдумчивым партнерам, не работающим, а проживающим жизни своих героев на сцене, отдающим все тепло сердечное залу, отапливающим и согревающим озябшие души наши. И в этом священнодействии театр поистине продолжатель собственных корней, ведь изначально он зародился в храмовых мистериях Древней Эллады.

Не случайны здесь и библейские аллюзии. Ведь в каждой пьесе Николая Коляды, за банальностью фабулы коренится глубокий, архетипичный сюжет. А ведь, как было подсчитано искусствоведами, всего таких основных сюжетов в мировой литературе только шесть. И все книги, спектакли, фильмы являются лишь перепевками основных этих сюжетов, главный из которых – это взаимоотношение Мужчины и Женщины. Сильной и мудрой, терпеливой и любящей несмотря ни на что, дерзкой и взбалмошной, нелепой и трогательной, истеричной и практичной, но не скупой, не жадной – Женщины. И ее Мужчины, в чем-то до сих пор инфантильного, эгоистичного, слабовольного, порочного и не годящегося для истинной роли – Защитника, Отца своей семьи, которую он с легкостью разрушил в беспечной молодости, но все еще любящего и преданного только своей Музе, Фее и Богине в ее таком нелепом воплощении – поддельной «негритоски», а по жизни – Старой зайчихи, понимающей, что земная жизнь практически исчерпана, а впереди Вечность, в которую можно войти только простив и примирившись с тем, кто тебе бесконечно дорог и люб.

Игорь Дадашев, руководитель литературно-драматургической частью МГМДТ