РЕЖИССЕР ЮРИЙ КВЯТКОВСКИЙ НЕ ОБМАНУЛ ОЖИДАНИЯ ЗРИТЕЛЕЙ!

15.03.2023

14 марта в Магаданском государственном музыкальном и драматическом театре прошел первый показ творческой режиссерской лаборатории «Прорыв 2023». Открыл ее московский режиссер Юрий Квятковский монооперой Микаэла Таривердиева «Ожидание».

                Представлять магаданской публике творчество выдающегося советского композитора Микаэла Таривердиева нет особой нужды. Пожалуй, нет человека, который не смотрел бы телесериал «Семнадцать мгновений весны» с пронзительными песнями и запоминающейся музыкой, а также другие шедевры отечественного кинематографа, как «Ирония судьбы, или с легким паром», «Король-олень» и др. Однако сам композитор всегда причислял себя к школе академической музыки. За долгую плодотворную жизнь им было написано: пять опер, два балета, двенадцать произведений инструментальной музыки, пять органных концертов, и столько же скрипичных. А вокальных произведений, песен, романсов, баллад и не сосчитать. Активно писал музыку Микаэл Таривердиев для театра и кино. В Магаданском музыкальном и драматическом театре во второй половине 2000-х была поставлена его опера «Граф Калиостро». И вот пришло время для монооперы «Ожидание». Написанная по мотивам поэмы Роберта Рождественского, эта опера стало одной из вершин творчества великого мастера, непревзойденного мелодиста. Жанр монооперы стал популярен в ХХ веке. К нему не раз обращались европейские и отечественные композиторы. Достаточно напомнить «Человеческий голос» Франсиса Пуленка, «Письмо незнакомки» Антонио Спадавеккио, «Дневник Анны Франк», «Письма Ван-Гога» Григория Фрида, и другие подобные произведения.

                Сюжет и фабула монооперы Таривердиева значительно отличается, как от схожих исповедальных историй Пуленка и Спадавеккио, так и от литературного произведения Рождественского. Если в своей поэме «Ожидание» автор воспел современную женщину, «суетой замотанную, но как прежде божественную», насытив текст множеством бытовых деталей, словно бы дразня этим режиссеров-кинематографистов, то композитор отказался от визуального прочтения поэмы в пользу ее аудиального осмысления. По сути говоря, моноопера – это всего лишь полчаса ожидания женщины на улице под фонарем любимого ею человека. Ожидание, которое так и не завершилось встречей.

Зрители же, пришедшие 14 марта на показ эскиза спектакля «Ожидание» в МГМДТ, были не просто очарованы глубоким, сильным сопрано Наталии Нерчевской и ее альтер-эго – мастерством не менее талантливой солистки музыкальной труппы Людмилы Анисимовой. Режиссер сознательно разделил вокальные партии в этой моноопере на два голоса. И представил не только молодую и ждущую встречи женщину, но и ее двойника, постаревшего, так и состарившегося в бесцельном и мучительном ожидании. А кроме того населил территорию монооперы персонажами второго плана: медиками Скорой помощи у постели умирающей одинокой пожилой женщины, соседями и прохожими, просто горожанами, обитателями того места, где так тоскует она, ждущая чуда встречи, ожидающая весны и любви, ответного чувства и того единственного, образ которого легким мазком на картине человеческой драмы обозначен фигурой солдата в дверном проеме. И не важно, уход ли это на фронт, или возвращение с Победой домой, ведь женщина в течение всего, столько короткого среза жизни – получасового монолога, остается одна…

Зрители дышали в унисон с артистами монооперы, которая внезапно раздвинулась в своих границах от личной драмы до социальной проблемы немалого количества одиноких сердец. Не важно, женских, мужских ли. Атомизация общества, разорванные нити духовного и физического сопряжения сердец людей в наше время, глубинное сопереживание душевной боли и страданиям главной героини вызывало неподдельные чувства, рефлекторное увлажнение глаз и просто не сдерживаемые слезы у многих, кто сидел в непосредственной близи к месту действия. Необходимо отметить, что режиссер-постановщик не только сблизил артистов и зрителей, расположив их прямо на большой сцене, но и оркестр вынес на авансцену. Само действо начинается в фойе, на площадке театрального буфета. Затем, после пролога, зрители переходят в большой зал и сразу располагаются на сцене, где их встречают уже играющий оркестр и поющий хор. Использование поворотного круга, практически не останавливающегося надолго, стремительная смена декораций, реквизита, действующих лиц, костюмов, вся эта феерия проносится перед глазами зрителей, как та самая жизнь, мелькающая круговоротом перед взором умирающего…

Резюмируя, могу отметить только одно, судя по отзывам зрителей, первый эскиз, представленный на творческой режиссерской лаборатории «Прорыв 2023» должен быть осуществлен и поставлен, что называется «на бело», чтобы украсить наш репертуар. Так, во всяком случае, показало зрительское голосование. Действительно, эта постановка, осуществленная всего лишь за несколько дней, показала не только высокий уровень владения профессией и богатуюю фантазию режиссера-постановщика Юрия Квятковского, но и огромный потенциал нашей труппы. Сам режиссер также выразил благодарность и восхищение артистами Магаданского музыкального и драматического театра. Будем надеяться, что и два оставшихся эскиза спектаклей: «Бастьен и Бастьена» солнечного венского гения Вольфганга Амадея Моцарта 15 марта, а также авторское произведение екатеринбургского режиссера и композитора Сергея Пантыкина «Странный человек» по драме Михаила Юрьевича Лермонтова 16 марта подарят ценителям театра радость от встречи с истинным искусством.

Игорь Дадашев, руководитель литературно-драматургической частью МГМДТ