Ольга Седлецкая – жизнь, отданная театру. Магаданскому театру!

11.10.2023

Я часто вспоминаю всех корифеев Магаданского государственного музыкального и драматического театра, с кем мне посчастливилось работать, знать, дружить и любить, иметь честь вместе с ними служить искусству, тех, кто уже, к моему великому сожалению, уже ушел в лучший мир. Это, безусловно, наши наставники и старшие коллеги: народные артисты России Владимир Барляев, Ольга Седлецкая, Станислав Хомский, заслуженные артисты России Алексей Яновский, Валерий Бунякин, заслуженный художник России Владимир Мягков, такие любимцы магаданской публики, как блистательные актрисы Валентина Мартынова, Лидия Чукаева, целая плеяда выдающихся мастеров сцены, покинувших наш город. Думая о них, перебираю драгоценные воспоминания обо всех незабываемых моментах общения с ними, великими и одновременно простыми, доступными, вовсе не какими-то небожителями, или звездами, хотя они на самом деле купались в народном обожании и любви, но были живыми, непосредственными и искренне преданными своему зрителю.

Сегодня, 11 октября 2023 г., юбилей всеми любимой народной артистки Ольги Яковлевны Седлецкой. Бывая у ней дома, работая с ней в одном театре, не уставал восхищаться ее многогранным талантом, природным женским обаянием, всесторонней эрудированностью, силой духа и красотой души. Когда она ушла от нас пять лет назад, это была поистине невосполнимая потеря. Ощущение пустоты и скорби вскоре сменилось тихой, светлой грустью. Ведь Ольга Яковлевна оставила после себя чудесные воспоминания о своих блистательных ролях, за которые ее магаданская публика буквально боготворила, награждая всякий выход Ольги Яковлевны на сцену такими бурными аплодисментами, каких не удостаивалась ни одна гастролирующая звезда из столичных театров. Мы нередко беседовали с Ольгой Яковлевной у нее дома и в театре во время перерывов в работе. Однажды, отвечая на мой вопрос, как судьба привела ее в театр, она улыбнулась:

— На самом деле, это вышло случайно, так неожиданно, хотя я сама из семьи артистической, у меня отец — скрипач и дирижер, мама — балерина, а бабушка была художницей. О сцене я в детстве и не мечтала. Когда я была маленькой, училась играть на скрипке в музыкальной школе. Я жила в Москве неподалеку от автозавода имени Лихачева, где был совершенно изумительный Дворец культуры. В народном театре при ДК начинали свой путь и Василий Лановой, и Татьяна Шмыга. Я жила напротив Дворца. И вот, как говорят, «драмкружок, кружок по фото, а еще мне петь охота!». Конечно, и я занималась там в разных кружках. Играла в народном театре, в струнном оркестре играла на домре.

Одним из судьбоносных событий в жизни юной девушки стал Всемирный фестиваль молодежи и студентов, проходивший в Москве в 1957 г. Ольга Седлецкая играла тогда в эстрадном оркестре на скрипке. А после инструментальных партий выходила на авансцену петь.

— Но несмотря на первый сценический успех, — рассказывала Ольга Яковлевна, — я не думала связывать свою жизнь с искусством, а потому поступила в автомеханический техникум. После его окончания работала на ЗИЛе. А потом так случилось, что меня заметили в художественной самодеятельности и предложили поступить в ГИТИС. Все это произошло случайно, хотя искусство, театр я всегда любила. Не могу сказать, что отдавала предпочтение оперетте. Мне нравились хорошие спектакли, не пропускала концерты в консерватории. Интересы были разнообразными, но получилось так, что жизнь связала меня с опереттой.

Ольга Седлецкая переиграла практически весь репертуар классической оперетты и мюзиклов, а это более 160 ролей за свою долгую карьеру в искусстве. Она создала целую галерею ярких, запоминающихся образов в таких спектаклях, как «Цирк зажигает огни», «Фиалка Монмартра», «Баядера», «Бабий бунт», «Пенелопа», «Цыганский барон», «Севастопольский вальс», «Сильва», «Марица», «Как бы нам пришить старушку», «Граф Люксембург», «Женихи», «Хлестаков из Петербурга», «Ханума», «На рассвете», «Вольный ветер», «Все начинается с любви», «Средь бела дня», «Бесприданница» и многих других.

Со временем менялось и ее амплуа. Она продолжала играть в тех же спектаклях, но переходила на возрастные роли. Чередовались режиссеры. Одни и те же спектакли либо продолжали жить, видоизменившись с вводом новых артистов, либо же ставились заново другими постановщиками. Но знавшая весь классический репертуар наизусть, Ольга Яковлевна всякий раз находила новые оттенки в актерской игре.

Ее вокальное и актерское дарование были востребованы не только в музыкальном жанре, но и в драме. Безусловная прима, героиня, с годами Ольга Седлецкая, перешедшая к характерным ролям, оставалась прежней любимицей публики и замечательным партнером по сцене, никогда не оттягивавшей на себя внимание зрителя, но филигранно взаимодействовавшая с коллегами, умевшая, как никто иной, создать нужную атмосферу в спектакле.

— В нашем деле главное — любить творчество, — делилась секретами мастерства Ольга Седлецкая, — а если оно еще и соответствует твоим возрастным особенностям, то оно никогда не устареет и будет интересно публике.

В ГИТИСе Ольга Седлецкая училась на курсе Иосифа Туманова,вокалом с ней занималась Мария Максакова. Танцам учила профессор Лилия Таланкина, преподавал на ее курсе и Борис Покровский.  А в Магадан Ольгу Седлецкую пригласил солист Магаданской оперетты Игорь Жуховицкий, специально приехавший в ГИТИС на показы дипломных спектаклей выпускников. По приглашению из Магаданского музыкально-драматического театра Ольга Седлецкая с мужем полетела на Север. На три года, которые превратились – в судьбу на всю жизнь…

В Магадане Ольга Седлецкая обрела вторую родину. Отвечая на вопросы журналистов и коллег по искусству, чем же суровые колымские пейзажи и непростой климат затмили для нее столицу, Ольга Яковлевна всегда загадочно улыбалась, отмечая, что в Москве ее греют только театры, музеи и выставки, а вот Магадан стал для нее настоящим домом, пусть и с ветрами, морозами, с непростой историей, но с самой теплой, искренней, вдумчивой публикой.

В 1960-х, когда молодая, талантливая артистка переехал в наш город, труппа театра состояла из ярких солистов, большого оркестра, сильного хора и балета, за честь поставить спектакль в магаданском театре имени М. Горького сражались именитые режиссеры с «материка». Театральная жизнь на Колыме была не менее бурной, чем в столице. В 90-е годы театр в Магадане, как и вся страна, испытывал определенные трудности, но стараниями ведущих мастеров сцены удалось сохранить не только репертуар, но и сам дух нашего храма искусств. Как бы там ни было, Ольга Седлецкая не теряла оптимизма. Она преподавала сценическое мастерство в Магаданском колледже искусств и Северном гуманитарном лицее, всегда была жизнерадостной, служила образцом творческой активности и примером для своих коллег. Будучи уже признанной артисткой, примой магаданской оперетты, Ольга Седлецкая не считала зазорным постоянно учиться у старших товарищей по сцене.

— В прежние годы в нашем театре много и часто ставили советские оперетты, рассказывала Ольга Яковлевна, — Милютина, Дунаевского, писавших очень хорошую музыку, запоминающиеся мелодии, в этих спектаклях были прекрасные либретто. И молодым актерам, приезжавшим тогда в Магадан, было на чем учиться, а затем и венскую классику играть. Сейчас, когда у молодежи нет этого предварительного этапа в виде советского репертуара, им труднее осваивать классические оперетты. Это очень важно, набираться актерского опыта на крепких отечественных музыкальных спектаклях. И просто жаль, что сегодня эти советские оперетты практически не идут на сцене, а в них многое можно было взять и многому научиться. И в плане актерском, и в музыкальном. У Дунаевского ведь просто шикарные мелодии.

Помимо искусства и преподавательской деятельности, Ольга Яковлевна занималась общественной работой. Дважды избиралась депутатом Магаданского городского совета. Имела государственные награды, в частности, медаль ордена «За заслуги перед Отечеством II степени», была почетным гражданином Магаданской области. А еще Ольга Седлецкая – единственная актриса Магаданского государственного музыкального и драматического театра, удостоенная высшей национальной театральной награды – «Золотой Маски», которую мы бережно храним.

Память об этой выдающейся женщине, одаренной актрисе, педагоге навсегда останется в сердцах благодарных зрителей и коллег Ольги Седлецкой. Вместе с ней, как бы выспренне это ни звучало, завершилась поистине великая эпоха в Магаданском театре. Но как всякий живой организм, наш храм Мельпомены сегодня динамично развивается, в труппе снова много молодых, талантливых солистов-вокалистов, артистов хора, балета и оркестра. Есть перспективная молодежь и в драматической труппе. Репертуар постоянно пополняется новыми, неординарными постановками. А значит, традиции, заложенные основателями театра в 1930-х и 1940-х, творчески продолженные актерами поколения 1960-х-1970-х, к которому принадлежала народная артистка России Ольга Седлецкая, будут только развиваться.

Вектор, необходимый для совершенствования молодых актеров задан, так же, как и высочайшая планка сценического мастерства, оставленная Ольгой Яковлевной в наследство своим театральным детям.

Игорь Дадашев,

руководитель литературно-драматургической частью МГМДТ