МУЗЫКАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ ИРИНЫ ГАУДАСИНСКОЙ – НЕТ ЛУЧШЕ ЛЕКАРСТВА ДЛЯ ДУШИ, ЧЕМ ПРОИЗВЕДЕНИЯ МОЦАРТА!

17.03.2023

Театральную публику можно смело дифференцировать на две части. Половина зрителей всегда готова к встрече с новым, неизвестным еще произведением. Если пьеса им не знакома, а на спектакль они пришли впервые, не успев разузнать основную информацию у афишной тумбы или у окошка театральной кассы, то такие ценители театра продолжают «гуглить» вплоть до того, пока в зале не погаснет свет. Они ищут информацию в своих телефонах, чтобы получше узнать биографию автора, особенности персонажей, перипетии сюжета. И даже в том случае, если пьеса им знакома, они все равно пытаются найти новые факты.

Другие же зрители приходят на спектакль, не особо заморачиваясь «тактико-техническими характеристиками» действа, и просто наслаждаются всем, что происходит на сцене, впитывая саму музыку, пение, танцы, игру актеров. А если им вдруг что-то и станет не понятно, то они всегда могут прочитать все, что нужно в театральной программке, либо же спросить у такого всезнающего соседа из первого типа зрителей. Позвольте же сегодня стать для вас таким информированным проводником в театральном жанре! Ведь я и служу в МГМДТ давно, и по образованию связан с театром, почему бы мне не поделиться с вами, дорогие поклонники сценического искусства своими знаниями и впечатлениями от увиденного.

Опера – это, пожалуй, самый масштабный и трудный для восприятия без должной подготовки театральный жанр, полный парадоксальных противоречий, своих особенностей, которых вы не встретите в драме или оперетте. Сегодняшние мои заметки посвящены вчерашнему показу эскиза комической оперы Вольфганга Амадея Моцарта «Бастьен и Бастьена» в рамках творческой режиссерской лаборатории «Прорыв 2023», режиссер-постановщик Ирина Гаудасинская (г. Санкт-Петербург).


Историческая справка

В.А. Моцарт, зингшпиль в 1 действии «Бастьен и Бастьенна».  Либретто написано Ф. Вейскерном по мотивам оперы «Деревенский колдун» Жан-Жака Руссо. Премьера оперы «Бастьен и Бастьена» состоялась в австрийской столице в 1768 году.

Моцарт был гениальным ребенком и сочинил «Бастьена и Бастьену», когда ему было всего двенадцать лет. Эта опера была заказана ему самим доктором Месмером (изобретателем месмеризма, или своего рода гипноза XVIII века) и была представлена на сцене в парке его виллы. Либретто оперы является пародией на другое знаменитое произведение – комическую оперу Жан-Жака Руссо «Деревенский колдун», которую Моцарт посетил накануне. Мы не знаем, насколько успешно прошла премьера, но следующее представление состоялось только через сто лет после смерти композитора – 2 октября 1890 года в Берлине. Сюжет «Бастьена и Бастьены» незатейливо прост. Пастушка Бастьена влюблена в пастуха Бастьена, но героиня замечает, что Бастьен все более заглядывается на одну богатую девушку.

Бастьена расстроена, но местный колдун Колас дает ей совет: «Делай вид, будто ты забыла Бастьена и твое сердце принадлежит другому». Бастьен не сразу понимает, с чем связаны перемены во внешнем облике возлюбленной, но когда он сообразил, то, потрясенный этим обстоятельством, тоже просит помощи у волшебника. Колас открывает свою «волшебную» книгу и читает «заклинание», составленное из абсолютной абракадабры.

И вроде все должно встать на свои места, но Бастьена решает еще подразнить возлюбленного и отвергает его признания. Бастьен угрожает мнимым самоубийством, и при поддержке Коласа влюбленные окончательно мирятся. Эта маленькая опера завершается очаровательной песенкой во славу любви, чудной погоды и искусства волшебника Коласа. Легкое и красивое произведение, вот только не понимаешь, как ребенок в 12 лет смог оценить все очарование женского кокетства и коварства?

Многочисленные исследования ученых, медиков и психологов всего мира подтверждают факт, что произведения Моцарта по сравнению с музыкой других композиторов оказывают на людей наиболее сильное целебное воздействие. Музыкальные произведения Моцарта способны творить чудеса в плане оздоровления и избавления от множества болезней. Режиссер-постановщик эскиза традиционной немецкой комической оперы – зингшпиля в 1-м действии «Бастьен и Бастьена» Ирина Гаудасинская за несколько дней сотворила не меньшее чудо, чем сам бессмертный автор этой легкой пасторали.

Зрители будто бы перенеслись без всякой машины времени в галантный восемнадцатый век – вычурную эпоху барокко, где трех единственных персонажей оперы органично дополнили придуманные Ириной – очаровательные кудрявые фавны в исполнении артистов балета нашего театра.

Как правило, любой спектакль ставится минимум месяц, а музыкальный и того больше. Некоторые оперы именитые режиссеры с мировым именем ставят по полгода – году. А здесь за четыре с половиной дня Ирина Гаудасинская сумела не только найти общий язык с актерами: солистами-вокалистами, артистами балета, главным дирижером театра Русланом Козовчинским и оркестром, но и создать буквально из ничего, все декорации и костюмы были из подбора, из запасников театра, великолепный образец придворного театра, каким он существовал при дворце любого из немецких курфюстов, или даже под покровительством самого австрийского императора в Вене. Все было великолепно в этом эскизе.

И игра актеров, и безукоризненное сопровождение оркестра под управлением маэстро Козовчинского, и свет, и звук. Хотя на подобных режиссерских музыкальных лабораториях артисты и музыканты получают нотный материал минимум за две недели до лаборатории, а наши коллеги познакомились с партитурами всего за пять дней до показа. И успели выучить свои партии, что несомненно говорит о профессионализме и высоком уровне мастерства всех творческих работников МГМДТ.

Восторженные отклики зрителей, получивших хорошую дозу музыкального «снадобья» солнечного гения из Вены в рецепте, прописанном «оперным доктором» Ириной Гаудасинской, лучшее подтверждение того факта, что именно искусство Моцарта наиболее животворящим образом воздействует на слушателей. А для юных зрителей, особенно учащихся музыкальных школ, знакомство с классическим наследием академических композиторов лучше начинать именно с такой легкой комической оперы, как моцартовский зингшпиль «Бастьен и Бастьена». Остается надеяться, что это произведение, так же, как и первый эскиз творческой режиссерской лаборатории «Прорыв 2023» сможет пополнить наш репертуар.

Игорь Дадашев,

руководитель литературно-драматургической частью МГМДТ