ЛЮБОВЬ СТРАННОГО ЧЕЛОВЕКА ПОБЕДИЛА СМЕРТЬ

17.03.2023

Эскиз мюзикла Сергея Пантыкина блестяще завершил творческую лабораторию «Прорыв 2023» в Магаданском государственном музыкальном и драматическом театре

16 марта на большой сцене Магаданского музыкального и драматического театра прошел показ мюзикла «Странный человек», режиссером-постановщиком которого выступил сам автор этого произведения, созданного по одноименной драме М.Ю. Лермонтова – Сергей Пантыкин. Молодой, но уже зарекомендовавший себя режиссер и композитор отлично завершил трехдневный марафон творческой режиссерской лаборатории «Прорыв 2023». Инициатором этого соревновательного мероприятия выступила директор МГМДТ, Председатель Магаданского регионального отделения Союза театральных деятелей, Почетный работник культуры Магаданской области Римма Захарова. Куратором лаборатории в очередной раз стал известный российский театральный критик и драматург, лауреат международных театральных премий имени К.С. Станиславского и С.П. Дягилева, Кавалер ордена Франции «За вклад в литературу и искусство» Олег Лоевский.

Дважды в 2010-х г.г. в нашем театре проходили подобные режиссерские лаборатории в драматической труппе. Суть этого спринтерского забега – в знакомстве с новыми режиссерами, как правило, это трое претендентов на то, чтобы их эскиз спектакля понравился руководству театра и зрителям, а в дальнейшем, после необходимой доработки пополнил репертуар. В нынешнем виде режиссерская лаборатория «Прорыв 2023» проходила на базе музыкальной труппы МГМДТ, что значительно сложнее, чем в драме.

Ведь помимо того, чтобы выучить в кратчайшие сроки – всего за несколько дней – свои роли, запомнить мизансцены, найти зерно роли, артистам музыкальной труппы, а также музыкантам оркестра надо еще и партитуры освоить. А это гораздо труднее. И обычно участникам режиссерских лабораторий в театрах музкомедии в других городах ноты рассылают за две-три недели до начала репетиций. А в нашем случае и артисты, и оркестранты получили нотный материал лишь в первый день начала лаборатории.

Из трех эскизов, представленных на режиссерской лаборатории «Прорыв 2023» постановка авторского мюзикла «Странный человек» Сергея Пантыкина оказалась наиболее массовой и трудной в работе. Но все участники прекрасно справились с задачей. Если эскиз монооперы Таривердиева «Ожидание» в постановке Юрия Квятковского и одноактный зингшпиль Моцарта «Бастьен и Бастьена», представленный Ириной Гаудасинской, вызвали теплый прием и зрители проголосовали за дальнейшую проработку этих произведений с последующим включением их в репертуар МГМДТ, то финальный аккорд режиссерской лаборатории «Прорыв 2023» стал поистине ошеломляющим.

Зрители искупали в бурных аплодисментах и артистов, и режиссера Сергея Пантыкина, автора, как музыки, так и либретто этого мюзикла. Как отметили в своих впечатлениях многие зрители, они «увидели не просто эскиз, а уже настоящий, состоявшийся спектакль». У поделившихся своим ощущением от просмотра было твердое убеждение, что они увидели полноценную премьеру, а не заготовку будущего спектакля, настолько все было совершенно и профессионально представлено. А ведь, как заметил сам Сергей Пантыкин, и декорации, и костюмы для персонажей, и реквизит, все было собрано из запасников театра, в подборе.

Сам эскиз удивил и порадовал режиссерскими и одновременно авторскими находками и приемами. Зрители приняли и согласились с трактовкой высшего света николаевской России, как сборища живых мертвецов. И эта «зомбификация» вырождающейся дворянской элиты, освобожденной еще Екатериной Второй от обязательного служения в армии и Отечеству, в дальнейшем привела к распаду государства и свержению монархии в начале ХХ века.

Сама драма «Странный человек», написанная юным Лермонтовым в 17 лет, произведение с глубоким смыслом, во многом провидческая. Автор мюзикла и режиссер-постановщик Сергей Пантыкин раздвинул исторические границы и перенес действие в два столетия – из нашего двадцать первого века в девятнадцатый. И эта временная инверсия тоже оказалась – оправданным режиссерским приемом. Главный герой драмы – Арбенин, странный человек, по мнению высшего света, чьи представители – истинные живые мертвецы, только лишь своей любовью преодолевает смерть.

И хотя его альтер эго из девятнадцатого века задыхается и гибнет в удушливой атмосфере своего аристократического окружения, но очнувшись в двадцать первом веке наш современник – художник Арбенин, встретивший въяве оживший портрет Наташи, дарит нам, зрителям – надежду на лучшее будущее всех нас, и нашей светлой Родины – России. Недаром первое появление Арбенина в реалиях дворянского салона девятнадцатого века среди зомбиобразных уродов ознаменовано его рассказом о чудесном сне, в котором он увидел Москву будущего, с небоскребами и безлошадными повозками – автомобилями и самолетами.

В мире, где царит чистоган, лицемерие, жажда наживы, эксплуатация простого народа, для живым мертвецов всегда будет странным именно такой – чистый и добрый сердцем человек из будущего. Но в наше время число подобных очарованных странников должно непременно возрастать, дабы очистить землю от нечисти и неупокоенных мертвецов прошлого. Таков посыл режиссера и актеров МГМДТ, который лично я уловил во время просмотра этого замечательного эскиза, столь блестяще завершившего творческую лабораторию «Прорыв 2023».

Игорь Дадашев,

руководитель литературно-драматургической частью МГМДТ