Легенда Охотоморья — «Когда киты уходят»

08.04.2024

В субботу и воскресенье 6 и 7 апреля на экспериментальной площадке нашего театра прошла премьера нового спектакля Радиона Букаева «Когда киты уходят» по одноименному произведению Юрия Рытхэу.

Ленинград. Чукотский писатель Юрий Рытхеу. Юрий Белинский /Фотохроника ТАСС

Современный классик отечественной литературы, он воспевал Север и свой народ — чукчей. Сам этноним происходит от «чауучи» (богатый оленями). Помимо оленеводства, кочевые жители Чукотки испокон веков занимаются рыбной ловлей и добычей морского зверя. Особые отношения у чукчей с китами.

Фотография Олеси Дашкевич

Легенду о происхождении народа Галечной косы от кита пересказал в своей книге Юрий Рыэтхэу. В ней удивительно ярко и самобытно раскрывается великая любовь девушки Нау и мужчины по имени Рэу, который на самом деле был китом, но влюбившись в земную девушку, он обернулся человеком. Став мужем и женой, они дали жизнь своим потомкам. Вначале у Нау родились китята, уплывшие в море, а потом уже и человеческие дети.

Фотография Олеси Дашкевич

Так и повелось. Одни потомки Нау и Рэу жили в море, другие на суше. Но они всегда знали, что являются кровными братьями. Шли века. Рэу умер, а его жена Нау превратилась в вечную старуху, и она продолжала рассказывать людям о зарождении их рода.

Фотография Олеси Дашкевич

Эта история превратилась в легенду, как и сама праматерь чукотского народа. Однако в любой сказке, в любом спектакле есть, должен быть конфликт. Без этого нет развития сюжета. И волшебная история любви земной девушки и морского обитателя, вышедшего на сушу, чтобы превратится в человека, превратилась в трагедию.

Фотография Олеси Дашкевич

Чтобы осознать всю глубину и красоту северных сказаний, вынесенных из многовекового опыта выживания чукчей на Крайней Севере, и мастерски выписанных блестящий рассказчиком Юрием Рытхэу, надо в первую очередь прочитать саму книгу «Когда киты уходят», прежде чем увидеть ее сценическое воплощение. Кто-то найдет для себя библейские аллюзии с историей Каина, поднявшего руку на брата. Другой восхитится ни на что не похожей жизнью приморских народов Чукотки, где ледяные просторы тундры, обжигающее, холодное море и совершенно отличная от нашей городской реальности запредельная красота и многоцветие полярного дня сменяется белым безмолвием и тьмой полярной ночи.

Фотография Олеси Дашкевич

Современная легенда Юрия Рытхэу повествует об утрате самого себя, своей природы, ощущения единства со всеми живыми существами, которое и делает человека братом не только для кита, но и для всех остальных обитателей земли, воды и неба. Потеряв себя, человек, ставший ненасытным охотником, убивающим уже не ради выживания, но из жестокого чувства собственного превосходства, предавший свое братство с китом, становится несчастным, как и библейский Каин, скитальцем. Быть может, эта легенда актуальна на только для чукчей, но и для всех нас, потому что показывает нам то ужасное одиночестве в мире природы, на которое человек обрек сам себя, отвернувшись от своих братьев — животных.

Фотография Олеси Дашкевич

Приходите в театр! Сравните свое ощущение от многослойного, мифопоэтического произведения Юрия Рытхэу со сценической интерпретацией Радиона Букаева, которое воплотили в спектакле «Когда киты уходят» всего двое артистов. В роли праматери северного народа чукчей и китов Нау — Марчела Стати, а в ролях ее мужа Рэу и других потомков, таких, как Армагирин — Александр Тарасюк. Камерное повествование на сцене неспешно, как сама северная природа, развивается от поэзии зарождения жизни до неизбежного драматического конфликта и трагической развязки. Спектакль не длинный, очень емкий и динамичный.

Фотография Олеси Дашкевич

Игра актера и актрисы пластичны, наполнены гибкостью и проникновением в суть чукотских танцев. А хореография северных народов — это вся легендарная история коренных обитателей Чукотки. Марчеле Стати и Александру Тарасюку удалось перевоплотиться в своих персонажей. Впрочем, лучше один раз увидеть это своими глазами, чтобы осознать насколько точно и бережно сумел режиссер перенести литературное произведение на сцену.

Фотография Олеси Дашкевич