КРУГЛЫЙ СТОЛ В МАГАДАНСКОМ ТЕАТРЕ ПО ТЕМЕ «1100-ЛЕТИЕ ПРИНЯТИЯ ИСЛАМА ВОЛЖСКОЙ БУЛГАРИЕЙ»

23.05.2022

20 мая в Магаданском государственном музыкальном и драматическом театре прошел Круглый стол, посвященный 1100-летию принятия ислама Волжской Булгарией. Среди выступавших были представители ислама и христианства: имам-хазрат Рамазан Салманов и иерей Даниил Омуралиев, клирик Свято-Троицкого кафедрального собора г. Магадана; историки: Людмила Хаховская, ведущий научный сотрудник лаборатории истории и экономики СВКНИИ ДВО РАН и Олег Яранцев, старший научный сотрудник экспозиционно-исследовательского отдела Магаданского областного краеведческого музея; руководитель Центра национальных культур Анна Рябова; председатель Совета аксакалов азербайджанской диаспоры Микаил Салимов. Организатор и ведущий Круглого стола – руководитель литературно-драматургической частью МГМДТ Игорь Дадашев. Слушателями выступлений участников Круглого стола стали студенты и преподаватель Магаданского колледжа искусств Юлия Фрянова.

Перед началом выступлений ведущий огласил текст поздравления президента РФ Владимира Путина, опубликованный на сайте Кремля, отметив в нем особую роль ислама в истории Отечества: «На протяжении столетий российские мусульмане вносили и вносят значительный вклад в развитие страны. Их яркие достижения в самых разных сферах – неотъемлемая часть нашего богатейшего исторического, научного, культурного, духовного наследия. Нынешнее поколение мусульман России с уважением относится к традициям и обычаям своих предков, сохраняет твёрдую приверженность их заветам честного служения Отечеству, высоким идеалам патриотизма и справедливости. В ходе проведения специальной военной операции на Украине бойцы-мусульмане проявляют стойкость, мужество и самоотверженность».

Имам-хазрат Рамазан Салманов подтвердил исторические оценки главы государства в своем выступлении на Круглом столе. В частности, Рамазан Салманович выразил благодарность «нашему национальному лидеру Владимиру Владимировичу Путину за проведенную работу по объединению нашей многонациональной и многоконфессиональной страны. Касаясь истории ислама в России, необходимо помнить, что во времена СССР в состав государства входили такие республики, как Узбекистан, Казахстан и другие исламские страны. Рассматривая вопрос принятия ислама российскими регионами, надо понимать, что он пришел еще в 651 году на Южный Кавказ, в Дербент, куда его принесли сподвижники пророка Мухаммеда. И таким образом на Кавказе стал распространяться ислам. Если вы поедете в самый древний город Российской Федерации Дербент, то увидите там сорок могил сподвижников пророка, которые пришли туда в седьмом веке и обосновались на Кавказе. Что же касается Волжской Булгарии, то туда ислам пришел в 922 году. Немного позднее, во время князя Владимира ислам мог стать (государственной) религией и на Руси, но князь Владимир сделал выбор в пользу христианства. И с тех самых пор христиане и мусульмане в России живут рядом, дружно и все делают сообща. У мусульман и христиан в России одна цель – призвать нашу молодежь и весь народ к духовности и благонравию, чтобы наш многонациональный народ был полезен для нашей страны, что видно сегодня, когда мы совместно сражаемся против нацизма и терроризма на Украине под руководством нашего национального лидера».

Иерей Даниил Омуралиев, рассматривая взаимодействие двух наших традиционных религий, православия и ислама, подтвердил слова «уважаемого Рамазана-хазрата, у нас много точек соприкосновения, это вопросы духовности, воспитания подрастающего поколения в традициях наших народов, наша страна, действительно, многонациональная и многоконфессиональная. Когда человек знает свою культуру, знает хорошо свою религию, то он начинает уважать религию своего соседа, старается лучше понимать соседскую культуру. И совместное дело у нас сейчас есть у всех, в условиях, когда наша страна борется против национализма на Украине. Есть еще общая проблема у нас – это растущее количество абортов. И ислам, и христианство понимает, что жизнь ребенка, даже еще не рожденного, нужно защитить. И здесь когда-то провозглашенное право женщин на свободу принятия решений, жить ее ребенку или нет, оно неверное, ошибочное. И у нас, как христиан, так и у мусульман есть общее дело – обращаться к законодательным властям, участвовать в совместных акциях, направленных на просвещение, на поддержку материнства и детства. Думаю, что еще много можно перечислить сфер нашего сотрудничества. В частности, в совместном противодействии экстремизму, который может принимать, как религиозные, так и национальные формы. И когда христиане и мусульмане хорошо знают основы своей религии, историю религий, то они очень хорошо сотрудничают друг с другом. Очень надеюсь, что это сотрудничество и дальше будет развиваться, чтобы у нас были мир и согласие, от которых зависит наше будущее и будущее нашего Отечества. Что же касается 1100-летия принятия ислама Волжской Булгарией, то это событие состоялось до Крещения Руси, как отметил уважаемый хазрат, славяне тогда сохраняли приверженность язычеству. Впрочем, языческие верования сохранялись и после принятия христианства на многих других территориях нынешней России, среди (тюркских) племен, исповедовавших тенгрианство. Но из них первыми восприняли монотеистическую религию именно булгары, причем именно в той дружелюбной форме ханафитского мазхаба, который до настоящего времени сохраняется среди мусульман России, особенно в Татарстане, Башкирии и у нас, на Дальнем Востоке. Это традиционный ислам, открытый к сотрудничеству между религиями».

Также отец Даниил отметил, что принятие в 922 году Волжской Булгарией ислама именно ханафитского мазхаба, мирного и дружелюбного, способствовало тому, что булгары, а впоследствии татары-мусульмане спокойно относились к тому, что некоторые их соплеменники принимали христианство. В Русской православной церкви есть и свои прославленные святые из числа татар. Взгляды людей науки на историю развития традиционных религий в России за минувшие одиннадцать веков, на уникальный в мировой практике опыт мирного сосуществования ислама и христианства в нашем государстве оказались созвучны фактам, приведенным мусульманским и православным священнослужителями.

Так, в частности, ведущий научный сотрудник лаборатории истории и экономики СВКНИИ ДВО РАН Людмила Хаховская отметила, что, хотя сегодняшняя жизнь в России «во многом секуляризирована, отошла от той религиозной жизни, что была в прошлом, и может казаться, что религия является чем-то неважным, второстепенным элементом жизни, но это на самом деле не так. Для создания и укрепления государств в исторической ретроспективе, да и до настоящего времени тоже, а я думаю, что и в будущем, религиозный фактор необычайно важен. Потому что везде, где мы сталкиваемся с образованием любого успешного государства, прошедшего того или иной путь развития, пронесшего свою культуру до настоящего времени, везде мы видим, что это государство скреплено определенной религией. Иначе и быть не может. Любое государство образуется не на пустом месте. Пример Волжской Булгарии, образовавшейся на рубеже девятого и десятого веков, как довольно рыхлый конгломерат различных племен весьма показателен. В этом союзе присутствовали племена, пришедшие из Азии, племена, пришедшие из Европы, а также местные племена, славянские и финно-угорские. И все это было одновременно с созданием Киевской Руси. И из такого рыхлого образования формируется государство Волжской Булгарии. Каким образом можно было его скрепить, сцементировать, сделать так, чтобы люди, в нем проживающие, разделяли общую систему ценностей, мораль, общую норму поведения и придерживались неких единых принципов? Это, с одной стороны. С другой, те, кто стоят во главе государства, правители, элита, они тоже должны были иметь идеологию, позволявшую им управлять, организовать собственную систему управления, и доносить ее до своих подданных. Таким образом ни одно государство в мире не прошло мимо этого. Религия являлась тем скрепляющим фактором, той силой, которая образовывала государство. Поэтому не случайно, что как только была образована Волжская Булгария, перед ее правителями встал вопрос выбора религии. И верховный вождь Алмуш тогда был знаком с христианством, а также с иудаизмом – религией соседнего воинственного Хазарского каганата, поэтому для него принять иудаизм было невозможно, это была религия врагов, вот почему выбор пал на ближайшие дружественные страны Востока, в частности, Багдадский халифат. А принятие ислама дало мощный толчок в развитии Волжской Булгарии в виде ремесел, наук, письменности, и это всегда так происходит, потому что религия подразумевает просвещение народа, развитие разных сторон искусства, в частности, архитектуры». Людмила Хахаовская также указала на то, что по мере развития светского гуманизма и либерализма традиционные ценности размываются и нивелируются, а общество в целом начинает деградировать. В периоды общественных, политических, экономических и военных кризисов именно религия может упорядочить жизнь государств и народов и развернуть ситуацию от хаотизации всех сфер деятельности, от разрухи к восстановлению порядка.

По мнению историка Олега Яранцева, старшего научного сотрудника экспозиционно-исследовательского отдела Магаданского областного краеведческого музея, проблема взаимодействия разных культур и народов в многонациональном и поликонфессиональном государстве играет огромную роль. «И здесь закономерно вспомнить даже не 922 год, а 1312-й, когда ислам стал государственной религией Золотой Орды. Потому что именно монгольское завоевание Волжской Булгарии включило ее в состав Золотой Орды и современный татарский этнос только отчасти булгарский. Он формировался в течение тех столетий, когда существовала Золотая Орда, потом сменявшие ее государства, после распада Орды в пятнадцатом веке, и поэтому проблема взаимодействия ислама и православия стояла довольно остро. История эта имеет несколько этапов. Первый – это сосуществование Киевской Руси с Волжской Булгарией. Это была жизнь, как с обычным соседом. Были и торговые отношения, и захват городов с обеих сторон. Потом пришли монголы. На втором этапе это уже были отношения формирующейся Московской Руси и монгольского государства. И здесь можно сразу перейти к этапу захвата Иваном Грозным поволжских территорий, когда к Московскому царству были присоединены Астраханское и Казанское ханства и другие осколки Золотой Орды. Поначалу это взаимодействие было радикально агрессивным, шла христианизация этих территорий, но впоследствии, чем более секулярным становилось Российское государство, кстати, на подобных слушаниях нередко звучит мнение, что секулярное государство несет угрозу традиционным религиям, но историческая практика показывает, что когда Российское государство становилось более секулярным, что происходило в эпоху Екатерины Второй, именно при ней был принят «Указ о веротерпимости», то и был свернут курс на последовательную христианизацию поволжских земель, тогда стало возможно свободно исповедовать ислам населению этих территорий, и с этого момента началось активное взаимодействие ислама и христианства в России, которое привело к постройке самой большой мечети в стране, в Санкт-Петербурге. Это, конечно, не сразу произошло, сто лет писали петиции, собирали средства, и когда разрешение было получено, мечеть была построена непосредственно перед первой мировой войной. И как культовое сооружение она функционировала до 1928 года. А здесь мы переходим к трагической странице нашего государства. Трагической, с точки зрения взаимодействия религии и общества, религии и государства, когда Советское правительство взяло курс на формирование атеистического общества, и в это время пострадали не только мусульмане, но и буддисты, и в большей степени православные. Тогда репрессировались священники, закрывались храмы, уничтожались монастыри. И воинствующая антирелигиозность не привели ни к чему хорошему, потому что религия выполняет важные функции, и самым справедливым для государства отношением является невмешательство в этот вопрос. А если и вмешиваться, то только с точки зрения взаимодействия разных конфессий, решения каких-либо конфликтных вопросов. Но к счастью в последние годы существования Советского государства эта политика прекратилась. Тогда в СССР было около 500 представителей исламского духовенства, но вместе с тем и тысячи т.н. «бродячих мулл», которые фактически подпольно преподавали ислам, пытались учить. У нас было одно медресе, по-моему, в Бухаре и один исламский институт в Ташкенте. И это повлияло на снижение религиозной грамотности исламского населения, когда обычаи стали значить больше, чем исламские требования. Это же касалось и христиан. Поэтому очень хорошо, что сегодня в Конституции России закреплены основные правила взаимодействия религий, и свобода совести в стране утверждена, что ведет к диалогу конфессий на правовой и разумной основе».

По мнению Олега Яранцева, развитие традиционного ислама предотвращает вовлечение мусульманской молодежи в различные экстремистские псевдоисламские секты и террористические организации. Также в ходе общения на Круглом столе были затронуты вопросы принятия православия коренными малочисленными народами Севера, их приверженность христианству, наряду с сохранением и древних языческих обрядов, обусловленных традиционными видами хозяйствования – оленеводством и рыболовством. Об этом рассказала руководитель Центра национальных культур Анна Рябова. В диалоге с историком Людмилой Хаховской, специализирующейся на изучении традиций и обрядов коренного населения Колымы и Чукотки, был рассмотрен ряд интересных аспектов взаимопроникновения культур русских переселенцев, казаков и автохтонного населения Магаданской области. Председатель Совета аксакалов азербайджанской диаспоры Микаил Салимов в свою очередь поделился опытом межконфессионального общения и тесного сотрудничества мусульман и христиан у себя на малой родине. Микаил Шахгельдиевич отметил, что на Южном Кавказе, в Азербайджане и Дагестане принято уважительно почитать общие святыни, также, как и делиться с соседями пищей, помогать в случае нужды, заниматься благотворительностью и милосердием. Напомнил Микаил Салимов и о том, что в Магадане дружно бок о бок проживают христиане и довольно значительная уже мусульманская община без каких-либо конфликтов и разногласий.

Во время слушаний Круглого стола по теме 1100-летия Волжской Булгарии историческая ретроспектива все время оборачивалась рассмотрением сегодняшних геополитических реалий в условиях современных вызовов кризисного времени, строилась и перспектива будущего вектора развития Российского государства с одновременным расширением межконфессиональных взаимодействия и сотрудничества с целью укрепления единства страны и всего российского многонационального народа. Среди угроз традиционному образу жизни россиян назывались различные западные веяния, уже не заимствованные, как прежде, во времена Российской империи и СССР, но активно навязываемые в последние постсоветские десятилетия, а именно, идеология либерализма, глобализма, феминизма, модное среди молодежи поветрие бездетности и крайнего эгоцентризма – «чайлдфри». Ответом на вызовы и угрозы для всего российского общества участники Круглого стола по теме 1100-летия Волжской Булгарии, особенно в условиях проведения СВОДДУ, видят в возрождении традиционного религиозного воспитания и просвещения молодежи, в привитии подрастающему поколению идеалов патриотизма и служения нашему Отечеству. В завершении Круглого стола его участники выразили желание продолжить и дальше подобные встречи.

Пресс-служба МГМДТ