«КАЛОШИ СЧАСТЬЯ», ИЛИ СКАЗКА НЕ ТОЛЬКО ДЛЯ ДЕТЕЙ

03.06.2024

1 июня, в Международный день защиты детей в нашем театре прошла премьера спектакля «Калоши счастья». Наверное, очень трудно найти сегодня человека, не знакомого с творчеством Ганса Христиана Андерсена. Вот уже почти два столетия люди в разных странах зачитываются его сказками – мудрыми, философскими и зачастую грустными.

Что за спектакль пополнил наш репертуар? В постановке Ирины Дрёмовой по инсценировке Екатерины Гузёма зрителю предстала поучительная история о том, как две волшебницы – Фея Счастья и Фея Печали пытаются сделать подарок разным людям, воплотить их мечты при помощи волшебных калош. И каждый раз калоши попадают не в те руки, надеваются не на те ноги.

Наверное, не случайно драматург Екатерина Гузёма дала своим главным героям имена Ганс и Анна. Понятно, что мальчик – это альтер-эго самого Андерсена, а вот Анной звали его маму. Вернее, Анной Марией. Она была неграмотной бедной прачкой. Отец будущего всемирно известного писателя был таким же, как и его жена, нищим башмачником. Семья перебивалась с хлеба на воду.

Практически всю свою жизнь Ганс Христиан Андерсен прожил небогато, даже тогда, когда его книги стали издавать большими тиражами и он смог наконец жить на гонорары от них. Судьба не была благосклонной к Андерсену. Писатель никогда не был женат и умер бездетным. Но его сказки вошли в сокровищницу мировой литературы.

Ведь все они пронизаны духом прежней европейской культуры и духовности – христианской. Недаром, само второе имя Андерсена – Христиан. Вот и в спектакле по мотивам сказки «Калоши счастья», драматург Екатерина Гузёма заложила неявный, но вместе с тем четкий посыл – только тот достоин счастья, кто готов на все, на любые жертвы ради ближнего своего.   

Вообще Андерсен не любил, когда его называли детским писателем. Он говорил: «Мои сказки предназначены взрослым, а не одним только детям, которые схватывают лишь второстепенное, в то время как до конца понимают их только взрослые».​ И несмотря на то, что в тридцать лет Андерсен прославился благодаря книге «Сказки, рассказанные детям», писатель долго считал сказки пустяками. И с самой ранней юности Андресен мечтал о театре, о карьере актера и танцора, чтеца и декламатора, в крайнем случае соглашался быть поэтом.

Вот почему его произведения так подходят для сцены.  Вместе с тем, сказка жизни самого Андерсена, она отнюдь не о волшебстве, везении или удаче, а о том, что всего можно достигнуть только благодаря трудолюбию, настойчивости, упорству, гибкости, уму и любви к красоте. Можно ли счесть биографию писателя сценически успешной, сказочной и удачной? Наверное, пополам. В нем, как и в новом спектакле нашего театра, переплелись настроения обеих Фей – Счастья и Печали. Андерсену не повезло в любви, у него не сложилось семьи, да и первую собственную кровать он купил только, когда ему исполнился шестьдесят один год.

Неуверенность в себе отравила Андерсену жизнь. Писатель верил в свое предназначение, но сомневался в собственном таланте и очень болезненно нуждался в поощрении и похвалах. Андерсен всегда возил с собой моток веревки, чтобы не оказаться запертым в доме, охваченном пожаром, и иметь возможность спуститься из окна. Подобно своему русскому современнику Николаю Гоголю, Андерсен сильно боялся быть похороненным заживо, поэтому ложась спать, он всегда клал рядом записку «Я не умер, а просто сплю». А еще Андерсен гордился тем, что у него в коллекции есть автограф самого Пушкина.

А для нас эта связь двух великих гениев мировой литературы, датчанина и русского в этом году особо важна. Ведь в 2024-м мы отмечаем юбилей Александра Сергеевича – 225 лет со дня рождения, и также Год семьи.

Юбилей же Андерсена мы отметим в следующем году, когда великому сказочнику исполнится 220 лет.

Подытоживая впечатления от премьеры спектакля «Калоши счастья», можно сказать, что эта новинка репертуара станет любимой не столько у юных зрителей, сколько у их родителей. В ней много юмора, который более понятен взрослым, чем детям. Но помимо смеха, постоянно возникающего в зрительном зале, «Калоши счастья» рождают и слезы сочувствия, сопереживания, эмпатии, как это модно нынче называть. А это значит, что спектакль Ирины Дрёмовой обладает самым главным признаком истинного искусства – катарсисом.

Зрители после таких сценических произведений долго не могут расстаться с теплым душевным послевкусием. Да и сама история, рассказанная артистами нашего театра, настолько увлекательна, что час с небольшим пролетает так быстро, динамично, что хочется длить и длить очарование от этой доброй, мудрой и невероятно душевной сказки. Зрителям не хочется уходить из театра.

Среди слагаемых успеха спектакля – невероятные декорации и прекрасные костюмы, разработанные художником-постановщиком Анной Поляковой. Не менее важна и работа художника по свету – Екатерины Гиждиян. Много сделал для сценического воплощения и помощник режиссера Илья Бабушкин. И самое главное – это образы, созданные актерами. Трогательный и любищий персонаж вышел у Александра Нестеренко, сыгравшего Ганса. Его сестру Анну на сцене воплотили планшетная кукла, с которой работали Владимир Диль и Анастасия Каменева, а также актриса Анастасия Милованова.

В спектакле, помимо небольшой роли в финале, когда Анна уже выздоровела, Анастасия Милованова сыграла не менее яркую роль Слуги в доме Советника. Совершенно изумительны Феи. Если Фея Счастья в исполнении Марчелы Стати, это такая юная, непосредственная девушка, вполне соответствующая своему амплуа, то Фея Печали, сыгранная Наталией Титовой, это умудренная и немного ворчливая, но одновременно все же добрая волшебница, схожая по характеру с Андерсеном.

Великолепны в своих образах Евгений Вертохвостов, Владимир Диль, Александр Тарасюк, каждое появление которого зрители все время встречают аплодисментами и дружным смехом. Не менее любим публикой и Владислав Поляков. И конечно же, прекрасны все артисты балета, задействованные в массовых сценах. Спектакль «Калоши счастья» оказался настолько зрелищным и сильным, что зрители, выходя после первого показа, делились самыми положительными впечатлениями и радостными эмоциями.

Можно с уверенностью сказать, что, когда осенью откроется новый сезон в нашем театре, на «Калоши счастья» билеты будет довольно трудно купить. Кстати, наш новый спектакль предназначен именно для семейного просмотра, хотя не исключает индивидуального посещения молодежью, чтобы без старших, самостоятельно проникнуться глубокими смыслами, заложенными драматургом и режиссером в эту трогательную историю. И конечно же, невозможно не напомнить нашим юным зрителям о том, что приобрести билеты на этот и другие спектакли нашего репертуара удобнее всего по Пушкинской карте,

что актуально уже несколько лет, а сейчас, в год 225-летнего юбилея Александра Сергеевича, вдвойне востребовано. 

Приходите в Магаданский музыкальный и драматический театр, мы всегда рады нашему зрителю!

Игорь Дадашев

Фотографии Сергея Голубева