Главная \ Новости \ ОПЕРНЫЙ РЕВАНШ В МАГАДАНЕ

ОПЕРНЫЙ РЕВАНШ В МАГАДАНЕ

« Назад

ОПЕРНЫЙ РЕВАНШ В МАГАДАНЕ 13.12.2018 12:01

год
 

Магаданский государственный музыкальный и драматический театр выстрелил в новом сезоне сразу четырьмя премьерами. Небывалое дело прежде. Обычной практикой уже продолжительное время у нас была одна или две премьеры в начале сезона. Так как под общей крышей нашего храма искусств дружно сосуществуют две труппы, драматическая и оперетта, то и премьерные показы по умолчанию чередуются. Если в один год открывают сезон драматические артисты, то на следующий их меняют звезды этого нелегкого «легкого жанра», который лишь из партера и галерки кажется ослепительным каскадом сольных арий, хоровых и балетных номеров, умопомрачительно искрящимся фейерверком канкана и блистательным праздником в честь основателей жанра – Штрауса, Кальмана, Легара, разумеется, Оффенбаха, да и отечественных мэтров мюзикла и советской оперетты. Куда же без них.

И этот естественный симбиоз вполне согласуется с самим театральным символом, пронесенным служителями Мельпомены, Талии, Терпсихоры и самого Аполлона, не говоря уже о других вдохновительницах художников, музыкантов, чтецов, всех, кто преданно служит прекрасному на сцене, с двумя масками, смеющейся и плачущей. Очистительный смех и столь же катарсичные слезы, вот что рождает, как высокое, так и площадное искусство, в последнее время обогатившееся такими направлениями, как перфоманс и флэшмоб. Представление артистов – есть зеркало для общества, в котором каждый может узнавать себя, других, собственные пороки, или же достоинства. Но истинному искусству не устоять лишь на высоких котурнах. Не жить без разнообразия жанров, форм воплощения, творческого поиска, режиссерского уникального почерка и профессионализма самих господ актеров, божьих скоморохов и лицедеев.

И в этом смысле количественное увеличение сразу вдвое числа премьер в магаданском храме искусств накануне Года театра, объявленного в России, никоим образом не только не повлияло на качества конечного продукта, а именно спектаклей, вышедших на сцену, но и явилось результатом совместной плодотворной работы всего коллектива театра, его руководства в лице директора и одновременно Председателя областного отделения Союза театральных деятелей РФ Риммы Захаровой, главного режиссера музыкального театра заслуженной артистки РФ Марии Леоновой, приглашенных режиссеров, иркутянина Андрея Штейнера и москвича Андрея Цветкова-Толбина, главного дирижера театра Руслана Козовчинского, всех остальных, включая сценографов, хормейстера, балетмейстеров, всех-всех, перечисление коих заняло бы тут слишком много места. Но это вовсе не значит, что их труды не достойны упоминания и похвалы.

И определение репертуарной политики, и направление развития, и привлечение необходимых средств, и приглашение постановщиков со стороны, прежде всего, зависит от директора театра и главрежа. Чем же порадовали магаданские артисты своих верных поклонников? Драматическая труппа открыла сезон бизнес-комедией с одним перерывом на буфет «Делец», погружающей публику в атмосферу беззаботных 1920-х, в эру джаза, фокстрота, радио, автомобилей и биржевой лихорадки, вольно или же невольно напоминая и «Кабаре» Б. Фосса, и другие приметы золотой эпохи свинга.  А артисты музыкальной труппы стартовали сразу тремя яркими, не похожими одна на другую, постановками. Мюзиклом «Моя жена -  лгунья?» и двумя одноактными операми: «Боярыней Верой Шелога» Н. Римского-Корсакова и «Званым вечером с итальянцами» Ж. Оффенбаха. Оперный жанр на магаданской сцене дебютировал в далеком 1945 г. Тогда выдающийся отечественный режиссер Леонид Варпаховский поставил «Травиату» Дж. Верди. Лет десять тому назад в Магадане была воплощена вторая опера, таривердиевский «Граф Калиостро». И вот в новом сезоне сразу две оперные постановки. Высокая трагедия, опера-пролог к «Псковитянке», самодостаточная «Боярыня Вера Шелога», и опера-буфф маэстро Оффенбаха. Первая постановка была осуществлена московским режиссером Андреем Цветковым-Толбиным, а вторая -  главным режиссером музыкального театра заслуженной артисткой Росии Марией Леоновой. «Моя жена - лгунья?» - режиссерский дебют молодого и перспективного артиста Владимира Диля. Кстати, это уже третья редакция легкого, озорного мюзикла на магаданской сцене. Впервые «Моя жена - лгунья» была поставлена в Магадане ровно сорок лет назад. Десять лет назад ее вновь воплотила Мария Леонова, и вот совершенно иная интерпретация, в которой задействованы одни лишь молодые артисты труппы и, хоть и зрелые, но недавние солисты театра. Так что каждая из трех постановок имеет собственный почерк, уникальную сценографию, хореографию, режиссерское видение и актерское воплощение.

Реалии магаданской сцены можно перефразировать библейской мудростью «не стоит село без праведного и город без святого». А нашем случае получается – не выстоит театр без оперы, а сцена без классики. Опера в переводе с итальянского, означает – труды, изделия, произведения, и является музыкально-драматическим жанром, в котором музыка и есть основной носитель действия, в отличие от драмы, где она выполняет служебную функцию и носит подчиненный характер. И, хотя оперный жанр сформировался в эпоху барокко, своими корнями он уходит в седую античность. Еще в Древней Греции театр развивался, как органичное соединение музыки, игры актеров, танца, хорового и сольного исполнения. Но если не заглядывать в столь древние времена, можно с уверенностью сказать, что русская оперная школа впитала в себя все достижения европейской, в первую очередь итальянской школы оперы, хотя нельзя сбрасывать со счетов и французскую с немецкой традицией. И как часто это бывало на Руси, ученики во многом превзошли своих учителей и основателей жанров оперы и балета. Примером чему служит творчество М. Глинки, Н. Римского-Корсакова, П. Чайковского, М. Мусоргского и других гениев отечественной музыки.

Высокая планка, которую задает оперная постановка в театре, раздвигающем привычные горизонты легкомысленной (на первый взгляд, и очень трудоемкой в исполнении, если смотреть из-за кулис) оперетты и задорного мюзикла, прежде всего, определяется классическими образцами. А что есть классика, академическое исполнение, как не тот самый канон, высочайший стандарт, непререкаемые догматы и образец, на которые необходимо равняться всем и каждому? Начиная с азов профессионального образования, пяти процентов таланта и девяноста пяти каждодневного, до седьмого пота труда, непрерывных репетиций, оттачивания мастерства, как слагаемых успеха, и до сценической культуры, без коей классическая опера просто немыслима.

Если рассматривать с этих позиций все три новинки репертуара магаданской музыкальной труппы, то без сомнения, и мюзикл «Моя жена - лгунья?», и оперы «Боярыня Вера Шелога», и опера-буфф «Званый вечер с итальянцами» - образцы высокого стиля, хорошего вкуса и отменной выделки. С недавних пор и сам оркестр музыкального театра под управлением маэстро Руслана Козовчинского заметно вырос в профессиональном плане. А нередкие концертные программы, как тематические, посвященные Дню Победы, так и другим памятным датам, когда оркестр покидает полутемную оркестровую яму, и зритель может насладиться не только звучанием, но и самими оркестрантами, также подняли еще выше планку этого творческого образования. Отныне это не просто оркестр, но симфонический коллектив. И здесь еще немало работы для творческого роста. Ведь звание «симфонический оркестр» ко многому обязывает. И это не только забота главного дирижера, но и руководства театра. Коль скоро оркестр играет теперь в лучах софитов, ему не только крайне необходимы новые, яркие сценические костюмы, под стать тем, в которых выступают солисты оперетты, артисты хора и балета, но и некие новые приемы игры, расширение исполнительской палитры и раскрытие всего творческого диапазона и потенциала оркестрантов.

Ведь не только указанные три постановки музыкальной труппы стали прорывными, но и чисто драматический спектакль «Делец» также можно отнести к новым веяниям на магаданской сцене. В его ткань органично вплетены живые музыканты. На сцене совместно с драматическими артистами выступает и ансамбль солистов симфонического оркестра вместе с маэстро Р. Козовчинским. Не в одной лишь роли аккомпаниаторов действа, но как такие же актеры, только с музыкальными инструментами в руках, как и главные и второстепенные действующие лица задорной комедии «Делец».

Расширение возможностей всех творческих составляющих нашего театра, поиск новых форм существования на сцене, многофункциональность, полиинструментальность, разножанровая многогранность, все это не прихоть, а требования эпохи и отзвук новейших театральных разработок в России и мире. Так в опере-буфф «Званый вечер с итальянцами» режиссер-постановщик Мария Леонова не только ввела нового персонажа Купидона с луком и стрелами, как друга и поверенного в сердечных делах главной героини Эрнестины, но и самого маэстро Оффенбаха выдвинула на передний план с клавесином, в напудренном парике эпохи барокко и атласном камзоле. В этой роли весьма органично смотрится концертмейстер театра Ксения Ишбердина.

Также по-своему хороши и артисты обоих составов этой оперы. Каждый из них вылепил свой образ в соответствии с собственным сценическим опытом. Если господин Шуфлери Павла Бедарева – это традиционный персонаж итальянской комической оперы, то этот же образ в исполнении Владимира Дмитриева, опытного солиста магаданской оперетты, не лишен глубокой драматической проработки. Если говорить о молодых солистах театра, Гульноро Ризоевой и Эльдаре Тетакаеве, а также Анастасии Канторшиной, Любови Лапиной и всех остальных артистах, занятых в спектакле, то все вместе они образуют единый ансамбль, в котором нет незначительной роли. Каждый персонаж по-своему важен. Что слуга Поль в исполнении Тимура Самараханова или его дублера Константина Благина, что каждый из гостей господина Шуфлери – артисты хора. И здесь необходимо отметить филигранную игру мастеров сцены, заслуженного артиста России Николая Бекасова и его партнерши Людмилы Анисимовой, воплотивших свои небольшие роли не только в музыкальном плане, но и по заветам Станиславского. Вообще, драма всегда шла рука об руку с музыкальным жанром во все периоды развития нашего театра, начиная с 1945 г., когда Л. Варпаховский поставил свою «Травиату» на нашей сцене. Как выяснила в начале 2000-х французский театровед и режиссер, исследовательница метода Мейерхольда Джудит Деполь, Л. Варпаховский, в свое время ассистировавший Всеволоду Эмильевичу в его работе над «Дамой с камелиями» в 1934-м, использовал не только элементы сценографии, но и драматические приемы в постановке «Травиаты», которая была написана Дж. Верди именно по этому роману А. Дюма. И драматическая прорисовка образов еще точнее и ярче раскрывает всю глубину мысли композитора, автора оперы, его посыл и полет, вернее, восхождение к горним вершинам раскрытия тайн человеческой души.

Здесь стоит упомянуть, что одноактная опера «Боярыня Вера Шелога» в постановке Андрея Цветкова-Толбина, стала еще одним безусловным шедевром и многогранным самоцветом в репертуаре Магаданского музыкального театра. Сама атмосфера, в которую с первых нот погружается зритель, переносит его во вторую половину XVI века, в непростую эпоху Ивана Грозного. Все - и сценическое решение, и световое, и сама гениальная музыка Н. Римского-Корсакова, и актерская игра, особенно главной героини в исполнении опытной вокалистки Наталии Нерчевской, которая рисует свой образ яркими, сочными, глубоко трагическими импрессионистическими мазками на оперной холсте, так же, как и исполнение ее партнеров по сцене, не оставляют равнодушными никого. Партнеры Наталии Нерчевской: Галина Манаева, Наталья Коваль, Дина Богатырева, Ольга Хлебникова, Павел Бедарев и дебютант на нашей сцене Константин Благинин также воплощают свои роли в проникновенном драматическом ключе, ибо таково режиссерское видение, актерская сверхзадача. И в этой опере оркестр музыкального театра органично присутствует на сцене. Причем, на малой сцене театра. Такое сосуществование в ограниченном пространстве лишь наполняет особой энергетикой зал, где артисты, проживающие в течение одного действия целую эпоху, драматическое, неоднозначное время становления и укрепления Московского царства, буквально в двух шагах от зрителя любят, страдают, способствуют особому осознанию у публики той органичной связи и преемственности Руси-России во всех ее исторических периодах развития.

В любом случае, тот оперный материал, что уже воплощен на сцене Магаданского государственного музыкального и драматического театра, как некий задел на будущее, планы, перспективные спектакли, это все новые горизонты и взмывающие к зениту ориентиры высокого искусства классических образцов и академической подготовки, накладывающие особую ответственность на весь коллектив нашего театра. Что можно сказать в качестве резюме? Так держать, коллеги! Впереди будет много интересных, многоплановых постановок.

Игорь Дадашев,

Руководитель литературно-драматургической частью МГМДТ          


Адрес
685000 город Магадан
Пр-кт Карла Маркса 30
Телефон: