Версия для слабовидящих
Купить билеты
г. Магадан, проспект
Карла Маркса д. 30
+7 (4132) 64-87-20
Главная \ Новости \ История хрустальной люстры.

История хрустальной люстры.

« Назад

История хрустальной люстры. 19.09.2021 10:00

История хрустальной люстры, такой привычной детали интерьера любого театрального партера, насчитывает не один век. И можно с уверенностью сказать, что даже не одно тысячелетие. Если рассматривать происхождение и истоки осветительных приборов вообще, то, наверное, первым светильником, который изобрел человек, был простой факел, освещавший темноту пещер, где обитали наши далекие предки еще в Каменном веке. Находки археологов, обнаруживших наскальные рисунки в пещерах, которые датируются сроком от сорока до ста тысяч лет, подтверждают, что эти первобытные жилища освещались чадящими факелами, от которых осталась черная копоть на потолке пещер. А на стенах наши далекие предки изображали мамонтов и шерстистых носорогов, буйволов и круторогих оленей. И все эти животные были утыканы стрелами и копьями. Согласно реконструкции примитивных верований, древние охотники перед тем, как идти на охоту, устраивали своеобразные театральные постановки, обрядовые действия, призывая духов природы помочь им в добыче пропитания. Именно так зарождалось искусство театра, сценического воплощения. И современные племена, живущие на подобном уровне развития, таким же образом практикуют похожие обрядовые действия, связанные с шаманистскими представлениями. 
Шло время, человечество культивировало различные ремесла и искусства, строило городскую цивилизацию. На смену первобытным пещерам пришли города античной Эллады и Рима. Театральное искусство динамичное развивалось из храмовых мистерий, основы которых были заложены еще в Древних Египте, Шумере, Вавилоне, Ассирии. Но только в Древней Греции театр стал по-настоящему тем искусством актерской игры, сценического пения, особенно хорового, пластики, перевоплощения и маски, что живы и по сей день. Менялись и формы светильников, использовавшиеся в театрах. Уже в храмах Восточной Римской империи, более известной у нас, как Византия, в имперских соборах величественного Константинополя, или по-русски, Царьграда появились потолочные подвесные люстры. Там же, в Византии был изобретен и орган, получивший особое распространение в церковной и светской музыке в Западной Европе. Люстры привычного нам типа, хрустальные, вошли в обиход европейской знати, стали украшать дворцы и замки аристократов, а также католические храмы уже в шестнадцатом веке, когда началась промышленная добыча природного хрусталя. И оформление не только дворцовых интерьеров, но и театров эпохи Ренессанса, затем барокко, рококо, классицизма и последующих времен заиграло новые красками и оттенками. Эти большие светильники, выполненные из природного хрусталя, были не только дорогой, но и статусной вещью, которую могли себе позволить только самые богатые и влиятельные люди. 
Само название «люстра» вошло в наш язык из французского и в переводе значит «освещать, сиять». Изначально так называли только хрустальные лампы, а впоследствии все светильники, прикрепленные к потолку. История театральной люстры примечательна тем, что в 17-19 веках она была частью театрального оформления наряду с креслами, лепниной и колоннадой партера, плавно переходя в сценическое пространство. Вместе с софитами, освещавшими саму сцену, люстры, подвешенные над креслами в партере, также могли освещать театральное действо. Интересный факт, что до изобретения и массового внедрения электричества, люстры освещались множеством восковых свечей. И чтобы плавящийся воск, капающий сверху вниз, не обжигал головы зрителей, в европейских театрах было принято сидеть в широкополых шляпах. Все изменилось с изобретением электричества и внедрением новых материалов, из которых продолжили изготавливать традиционные хрустальные люстры для театров. ХХ век принес новые технические решения, конструктивные решения, стили, цвета, но традиционная театральная люстра сохранила свою форму, эстетику и является не просто неотъемлемым элементом декора в зрительном зале, но и символом театра, его древнего и вечного молодого искусства. 
В Магаданского государственном музыкальном и драматическом театре люстры в партере – это настоящие произведения искусства. Они установлены 80 лет назад, с момента постройки и сдачи в эксплуатацию здания театра. Мы бережно храним все детали интерьера и помещения нашего театра, признанного объектом культурного наследия Магаданской области. Ежегодно эти люстры снимают для профилактики, моют, чистят, натирают до блеска, как бронзовые, так и хрустальные части, заменяют при необходимости перегоревшие электрические лампы на новые, проверяют крепление люстр, чтобы снова поднять и установить на своем месте эти легендарные светильники, помнящие первую оперу «Травиата», поставленную в 1945 г. выдающимся режиссером Леонидом Варпаховским, блестящую игру корифеев и основателей нашего театра, мастеров сцены от основания МГМДТ и до нашего времени. Ведь в театре нет случайных вещей, наоборот, каждый предмет обстановки несет не только функциональное, но и эстетическое значение. И в отношении наших люстр это несомненно так. Можно еще и с полным правом сказать, что среди всех осветительных приборов, изобретенных и используемых человеком, театральная люстра – поистине королева, величественная и гордая, возвышающаяся в каждом истинном храме искусства. Приходите в наш театр на премьеры и спектакли текущего репертуара. И когда усядетесь в партере, в ложах или на балконе, обязательно рассмотрите во всех подробностях это чудо – настоящее произведение колымских мастеров, сотворивших эти люстры восемьдесят лет назад для украшения нашего театра.
Адрес
г. Магадан, проспект
Карла Маркса д. 30
+7 (4132) 64-87-20