Версия для слабовидящих
Купить билеты
г. Магадан, проспект
Карла Маркса д. 30
+7 (4132) 64-87-20
Главная \ Новости \ БАЙКАЛ – ПРИТЯЖЕНИЕ СИЛЫ ДЛЯ ТЕАТРАЛОВ

БАЙКАЛ – ПРИТЯЖЕНИЕ СИЛЫ ДЛЯ ТЕАТРАЛОВ

« Назад

БАЙКАЛ – ПРИТЯЖЕНИЕ СИЛЫ ДЛЯ ТЕАТРАЛОВ 26.05.2021 17:14

БАЙКАЛ – ПРИТЯЖЕНИЕ СИЛЫ ДЛЯ ТЕАТРАЛОВ

Магаданские артисты поделились впечатлениями от Фестиваля современного искусства «Территория. Иркутск», проходившего с 18 по 23 мая в г. Иркутске

 

            Из Магадана отправились участвовать в этом масштабном театральном форуме – директор Магаданского государственного музыкального и драматического театра Римма Захарова и пятеро артистов: Владислав Поляков, Анастасия Канторшина, Александр Тарасюк, Светлана Кузнецова, Марчела Стати. По словам руководителя нашей делегации Риммы Захаровой, поездка была чрезвычайно плодотворной и насыщенной: «Наш театр вошел в «шорт-лист» конкурса, и мы были приглашены для участия в фестивале. Нельзя не отметить его безупречную организацию, множество новинок, поразивших, как зрителей, так и участников, лекции, мастер-классы, спектакли, читки пьес современных драматургов. Мы очень многое для себя почерпнули за эту напряженную и плодотворную неделю в Иркутске. Открылся фестиваль потрясающей выставкой Московского музея современного искусств, где каждое представленное произведение трогало и будоражило зрителей».

            Как всегда, это значимое для служителей муз событие явилось совместным проектом Международного фестиваля-школы современного искусства «Территория», Московского музея современного искусства (ММОМА) и крупнейшей золотодобывающей компании «Полюс». Фестиваль ориентирован, прежде всего, на развитие культуры и искусства в регионах присутствия компании «Полюс», а именно, в Сибири и на Дальнем Востоке. Два года подряд, в 2018 и 2019 г.г. Фестиваль «Территория» проходил в Магадане. В минувшем году из-за пандемии коронавируса он был дважды перенесен. Однако в нынешнем мае он все же прошел и весьма удачно.

            Как отметил Владислав Поляков, они были поражены с первого же показа, на самом открытии фестиваля в Иркутске. Это был спектакль Иркутского театра драмы им. Н.П. Охлопкова «Холстомер» по повести Л. Толстого. «У представителей старшего и среднего поколения в памяти, конечно же, возникают, прежде всего, классический спектакль БДТ им. М. Горького с гениальным Евгением Лебедевым в главной роли, - поделился впечатлением Владислав Поляков, - возвращаясь из театра в гостиницу, мы говорили только об этом спектакле, потому что были буквально оглушены. Оказывается, можно работать и так. В спектакле не было произнесено ни одного слова, но все было понятно зрителям и без них. Это не пантомима, не балет, не танец, а пластическое действо. Массовые сцены просто ошарашили. Настолько бешеный выплеск энергии был у всех артистов, кто бы ни выходил на сцену. Там даже выступил девятилетний мальчик в сцене с белой лошадью, которую играла женщина в белом свадебном платье с большой юбкой из кринолина, а под ней и находился этот ребенок. И когда она вышла, то в ее эпизоде было показано рождение жеребенка. Поначалу я даже подумал, что жеребенка играет травести, ну то есть, профессиональная актриса, чье амплуа играть детей. Настолько точными и взрослыми были движения, а когда он поднял голову, то мы увидели, что это ребенок, а не травести. И мы были ошеломлены, как безупречно он показал собственным телом этого жеребенка».

            Кроме этого Владислав Поляков рассказал, как стал единственным из всей творческой делегации магаданцев, не упустившим случая окунуться в священные воды Байкала, несмотря на то, что коллеги опасались за его здоровье и не советовали купаться в ледяной воде. Артист не только троекратно нырнул в озеро, но и ощутил особую силу этого места. По словам Владислава Полякова, это сродни тому, когда забираешься на вершину колымской сопки или на любой из наших перевалов, во время гастролей по области, но все же чувство разнятся. У Байкала особое силовое притяжение и он наполняет пришедших к нему своей уникальной, доселе неизведанной энергией.

            Согласна с В. Поляковым и актриса Светлана Кузнецова. И хотя Байкал ее тоже впечатлил, но от Иркутска у нее остались двойственные впечатления: «Это город-парадокс. У меня такое было впервые, что я приезжаю в город и не могу найти с ним взаимодействие. Точку соприкосновения. Он настолько контрастный. Для меня Петербург не депрессивный город. Мне там комфортно. Здесь в Магадане вообще безумно комфортно. А в Иркутске ощущался некий дискомфорт. Я долго ходила, изучала его. Архитектура в городе прекраснейшая. Там все присутствует, и современная архитектура, и старая, купеческая. А новые кварталы сохраняют ее дух, все строится в соответствии с традицией городской застройки, резные домики и т.д. Там все двухэтажное. Но в Иркустве другие люди. Чтобы не обижать никого, скажу, просто привыкнув к Магадану, нам, совершенно открытым людям, там было сложновато. Вот, например, в Петербурге все же надо закрываться в толпе, там город большой и закрытость – это способ защиты от всего, а в Иркутске ты приезжаешь весь такой открытый, а в ответ... некая холодность. Но при всем этом, Иркутск невероятно развит. Там везде инсталляции, выставки, театрально Иркутск просто заполнен. Культура и искусство очень развиты. Хотела бы я снова туда попасть? Да, разумеется, чтобы понять и расшифровать его тайну и силу. Потому что у меня не получилось с первой попытки разгадать Иркутск. А вот Байкал, да, это место силы! Это был не негативный опыт, но впервые мне не удалось найти взаимодействие с другим городом» (улыбается).

            Артист Александр Тарасюк, отмечая, как и остальные его коллеги, свой шок в хорошем смысле слова от спектакля «Холстомер», сделал акцент на мастер-классах, на которых им довелось побывать. На следующее утро после открытия фестиваля, после «Холстомера», для участников прошел мастер-класс Константина Кейхеля: «Это хореограф, постановщик, репетитор, лауреат множества престижных премий, - сказал артист, - молодой парень тридцати пяти лет. Он изменил мое отношение к пластике, сценическому движению, как можно и нужно работать со своим телом. Я-то думал, что умею, а на самом деле, как оказалось, я ничего не умею (улыбается). Скажем, если брать сто процентов, то из них я процентов на двадцать умею владеть своим телом. И вроде бы Константин Кейхель давал нам простые движения, но ломал нас при этом так, как будто мы никогда не занимались сценическим движением. И три часа мастер-класса пролетели, как три минуты. А нам хотелось еще и еще работать с ним».

            Понравились нашим артистам и читки пьес современных драматургов. Не все, разумеется, те, что были переполнены ненормативной лексикой и т.н. «чернухой», подобное, постмодернистское «творчество» не пришлись по душе Владиславу Полякову и Светлане Кузнецовой. Александру Тарасюку и директору театра Римме Захаровой повезло больше, они попали на читки пьес, выстроенные интересно и без обсценного словаря низов общества. Что такое «читка»? По сути, это сделанный в предельно короткие сроки черновые эскизы будущего спектакля, заявки на них. Это обычная фестивальная практика, когда на выбор предлагается та или иная пьеса, и актеры с текстами в руках пробуют нащупать мизансцены под руководством режиссера. По словам Светланы Кузнецовой, хоть ей и не легли на сердце ни современная драматургия подобного плана, ни современная поэзия, где авторами-версификаторами вербальная ткань была распластована, выворочена наизнанку, порой рифма была не в конце строки, а открывала ее шиворот-навыворот, и все это было так не похоже на классическую поэзию, к которой мы все привыкли, но актриса считает, что эксперименты в театре, в том числе, в чтецком искусстве, в декламации стихов не просто допустимы, но и оправданы. Другое дело, что не каждое подобное стихотворение захочется исполнять, как и участвовать в постановке наиболее вызывающих пьес современных драматургов, ломающих каноны и классические образцы жанра, чья тематика – исследование современных злободневных проблем, в которых мы и так существуем.

            Тут сам собой просится на язык вопрос, а не является ли король голым? Но при всех замечаниях и обоснованной критике отдельных произведений современного искусства, до которых мы не доросли и вряд ли дорастем, члены магаданской театральной делегации были единодушны, эксперименту в театре не просто быть, но это тенденция нашего времени. И если не переступать естественных запретов, табу, границ нравственности, то даже без пресловутой «обнаженки», которой в последние пару-тройку десятилетий грешит отечественный театр, можно и нужно перевоплощаться в сценический образ и жить на площадке с такой силой, что никакое раздевание не заменит силу страсти и переживания. На этом, в частности, настаивает Светлана Кузнецова в своих впечатлениях от поездки в Иркутск. Кроме того, это базовые основы актерского мастерства – системы Станиславского. И хотя кроме этого великого реформатора театра в нашем общем арсенале есть и приемы методов В. Мейерхольда, А. Таирова, М. Чехова, Г. Товстоногова и других мэтров, время не стоит на месте, а рождает новых режиссеров и драматургов, которые творчески переосмысляют наследие тех гигантов, на чьи плечи им посчастливилось взгромоздиться и двигать дальше искусство театра.

            Актриса Марчела Стати из множества мастер-классов отметила лекцию Романа Должанского, посвященную театру эпохи пандемии коронавируса, о формах, появившихся за последний год. Но даже больше, чем лекция ее впечатлил спектакль Театра наций «Горбачев» с Е. Мироновым и Ч. Хаматовой в главных ролях, показанный им в записи. Также понравилась эта постановка и Светлане Кузнецовой. А Марчеле Стати помимо Иркутска выпала честь представлять Магадан и на пермском фестивале моноспектаклей «Монофест». В промежутке между мероприятиями иркутского форума, она слетала в Пермь. Дорога, по ее словам, была не простой. Шесть часов из Иркутска в Москву, потом снова за восток, два часа до Перми. «Прилетела, а там – жара, красота, сирень цветет, люди без теплой одежды по улицам ходят. Встретили тепло, обед и ужин, все организовано. Фестиваль открылся нашим спектаклем «Семья Иванова». В программе было ежедневно по три-четыре спектакля. Переходили с показа на показ, затем обсуждение. Я была всего полтора дня на этом фестивале. Жюри очень хорошо восприняли наш спектакль. Мне удалось посмотреть всего несколько показов из программы фестиваля. Мастер-классов там не было. Но самое главное, что мы с нашим спектаклем оказались в программе фестиваля с очень известными и именитыми режиссерами и артистами высшего пилотажа, а жюри отметило «Семью Иванова» специальным призом, это очень вдохновляющее чувство. Хочется, чтобы наш театр имел как можно больше возможностей участвовать в различных фестивалях и конкурсах и почаще выезжал за пределы Магадана. Потому что это такой замечательный обмен энергией, опытом. Хочу выразить особую благодарность режиссеру этого спектакля Радиону Букаеву за возможность побывать на фестивалях в Иркутске и Перми и нашему руководителю Римме Захаровой за организацию и поездку!».

            Кроме показов спектаклей все участники магаданской делегации на Фестивале «Территория. Иркутск» отметили потрясающие лекции театроведа, доцента ГИТИСа Анны Степановой, режиссера Юрия Квятковского, кинокритика Антона Долина и многих других. Особую признательность и благодарность наши земляки выражают заслуженному артисту России Сергею Чонишвили, который помимо лекции завершил этот масштабный театральный форум музыкально-поэтическим вечером «Год без странствий», посвященным Италии, стране на протяжении столетий вдохновлявшей поэтов, художников и музыкантов. Вместе с Сергеем Чонишвили выступил пианист-виртуоз, лауреат международных конкурсов Юрий Фаворин. В программе концерта прозвучали стихи Франческо Петрарки и Данте Алигьери, а также поэзия и проза русских литераторов, восхищавшихся Италией. Пианист же исполнил произведения Ф. Листа из фортепианного цикла «Годы странствий». Закончился этот важный для всех сибирских и дальневосточных театров фестиваль, но продолжение его последует уже осенью в Красноярске. Наш театр также участвует в формировании его программы. И если строгое жюри выберет новинку нашего репертуара – спектакль «Мой друг уехал в Магадан», то Владимир Высоцкий, кому посвящена эта документальная драма, прозвучит и на красноярской театральной сцене. По результатам переговоров директора театра Риммы Захаровой и заслеженного артиста России Сергея Чонишвили, достигнута договоренность, что Сергей Ножериевич посетит наш город и выступит на сцене Магаданского театра.

 

Игорь Дадашев,

руководитель литературно-драматургической частью МГМДТ 

 

диплом территория


Адрес
г. Магадан, проспект
Карла Маркса д. 30
+7 (4132) 64-87-20