Поэтика исповедального романса


Вечер Старого Нового года в нашем театре прошел «У камелька». Солистка музыкального театра Наталия Нерчевская вместе со своим постоянным концертмейстером Александром Горностаевым провели не просто концерт, но собрали своих преданных поклонников на удивительном действе, в котором романсы и арии классического репертуара чередовались с живым, непосредственным общением с публикой. Экспериментальная площадка балетного зала театра уже давно стала местом проведения рождественских и новогодних встреч с чарующим, волшебным голосом Наталии Нерчевской. Но в этот раз концерт вышел за рамки традиционной формы исполнения и конферанса.

Постановщиком действа выступила главный режиссер музыкального театра, заслуженная артистка России Мария Леонова. Весь репертуар концерта был совместно подобран одаренными исполнителями и их чутким режиссером. Но главное отличие этого полузабытого формата, который некогда бытовал в стенах театра и сейчас вновь возрождается, это вопросы, заранее подготовленные зрителями и модерированные Марией Леоновой в ходе исполнения, а также развернутые и предельно откровенные ответы солистки театра. Наталия Нерчевская в своих романсах и ариях, исполненных с высочайшим уровнем профессионализма, предстала перед аудиторией с не менее, а может быть, даже с более исповедальной простотой и светлой, солнечной одаренностью в тех монологах, которыми разворачивался каждый ее ответ на не банальные, животрепещущие вопросы.

Зрителей интересовало буквально все. От первых шагов в обучении вокалу, тех наставников, кто повлиял на выбор профессии маленькой Наташи, начиная с Детской хоровой студии и до консерватории, а также аудитория жаждала раскрыть хитросплетения взаимоотношений с коллегами, и даже был задан такой непростой вопрос, как «звездная болезнь», увы, знакомый не понаслышке немалому числу одаренных артистов, избалованных любовью своих фанатов. Искренняя, чистая душой, невероятно требовательная к себе и одновременно трогательная, хрупкая в своем вечном поиске и сомнении, а так ли она все делает, в нужном ли направлении движется, безусловная перфекционистка в ежедневной многочасовой вокальной работе, Наталия Нерчевская – это безусловная звезда, прима нашего театра, не имеющая изъянов, всегда ищущая и готовая помочь как коллегам по сцене, так и своим студентам в колледже искусств, которым она преподает вокальное искусство. Безусловным качеством артистки является и ее блестящее взаимодействие с партнерами по сцене.

Но вне спектаклей, в таком интимном, камерном, исповедальном жанре, в котором был в очередной раз построен этот Старо-новогодний концерт, оперная дива с мощным, поистине хрустальной прозрачности голосом явила зрителям безукоризненный дуэт со своим концертмейстером. Александр Горностаев – профессионал высочайшего класса, бескомпромиссно и постоянно работающий над своей техникой, тоже изрядный перфекционист. Но главное его качество – умение слышать, слушать, вести и задавать тон, ловя и отдавая партнеру тончайшие исполнительские нюансы в симбиотическом взаимодействии со своей солисткой. Получив в свое время огромный опыт работы концертмейстером с хоровыми коллективами, Александр Горностаев не менее трепетно и чутко работает именно с солистами. Иметь за плечами такого концертмейстера для оперного вокалиста – настоящая находка и благодарной отзывчивостью Наталия Нерчевская воздает должное своему немногословному партнеру за роялем. Их безукоризненный дуэт согрел, как, впрочем, и всегда до этого, сердца зрителей.

Наталия Нерчевская и Александр Горностаев представили публике невероятно сложные и изысканные произведения М. Глинки, П. Чайковского, К. Дебюсси, С. Рахманинова, Ф. Шопена. Музыка гениальных композиторов по-настоящему раскрывается только гениальными исполнителями. Ведь это не досягаемый уровень, доступный лишь высочайшего уровня музыкантами академического жанра – исполнить каждое произведение в уникальной трактовке, сохраняя авторский замысел и одновременно привнося нечто свое – полет души, ангельскую чистоту пения и безукоризненный аккомпанемент, а больше всего вкладывая в творчество – любовь к своему искусству и верность однажды выбранной профессии. Такой сложной и вместе с тем простой до гениальности – классической музыке. Концерт «У камелька» получился очень теплым, трогательным и нежным, со всей страстностью влюбленных в классическую музыку русских и европейских гениев, композиторов, создавших нетленные, непревзойденные шедевры. И в этом оба исполнителя, Наталия Нерчевская и Александр Горностаев, окончившие одну консерваторию, снова продемонстрировали традиции своей альма-матер.
Игорь Дадашев
