Журнал “Страстной бульвар” о премьерах прошлого сезона.

Магадан. Сезон традиций и авангарда

Выпуск №1-191/2016, В России

Магаданский музыкальный и драматический театр завершил свой 77-й творческий сезон. Он был сложным и насыщенным премьерами. И все они, на мой взгляд, были удачны.

Сезон открывался в ноябре премьерой «Старшего сына» в постановке главного режиссера драмы театра Дмитрия Павлова.

Известно, что в 1960-е пьеса молодого талантливого драматурга Александра Вампилова «Старший сын» была очень популярна, ее ставили едва ли не в каждом театре страны. Более 40 лет назад такой спектакль появился и в афише нашего Магаданского театра.

И вот новая постановка. Актуальность материала очевидна и сегодня. На протяжении всей пьесы Вампилов подводит нас к мысли о том, что порой чужие люди становятся нам ближе и роднее, чем кровные родственники.

Как и в предыдущих спектаклях, Дмитрий Павлов, помимо постановки, выступил и сценографом, и музыкальным оформителем спектакля. Сценография совсем не вычурна – разъехавшиеся оконные рамы символизируют разлад в семье уволенного музыканта Сарафанова, душевное неравновесие, отсутствие тепла. А вот рамы соединились в нормальное целое окно, и получился Дом. Дом, в котором тебя всегда ждут, откуда бы ты ни возвращался.

В спектакле много интересных сценических находок и сильных сцен. Достаточно вспомнить финал первого акта, когда молодые герои дерутся подушками (Владимир Диль и Екатерина Бондаренко), когда с неба летит и летит «пух», и никого нет вокруг этих влюбленных, только они вдвоем, сидящие на полу, выхваченные лучом света. И кажется, что это будет длиться бесконечно, как сама любовь… Как молодость и заводной рок-н-ролл в исполнении всех актеров в 1-м и 2-м актах…

Как удачно режиссер подобрал музыку! Она усиливает чувства и героев, и зрителей, многократно умножая эмоции. А песня Булата Окуджавы в финале «Дежурный по апрелю» дарит огромную радость бытия, надежду на просвет в сложных отношениях вампиловских героев, да и нашей собственной жизни, ведь мы ничем не отличаемся от этих простых людей.

И совсем не случайно в Год литературы Дмитрий Павлов обратился именно к советской классике.

– У вас в спектакле сразу два Кудимовых (Александр Тарасюк, Игорь Смирнов), которые играют в гротескной манере. Это «настоящее» и «будущее» главной героини?

– Это ее выбор. Та жизнь, которая ожидает Нину. Вот такого мужа, бравого пилота, у которого «первым делом самолеты», получит она. Жизнь с этим советским летчиком-отличником будет упорядочена, по уставу, в ней будет все по полочкам и вовремя, возможно, будут даже просветы какой-то романтики – «мороженое, цветы…», но не будет главного – любви. Отсюда и два Кудимовых в спектакле, и их, на самом деле, еще больше – целая страна. Два курсанта – это внутренняя неопределенность Нины, ее шепот сердца. А Бусыгин – один, такой неправильный и настоящий.

– Если сравнить с предыдущими спектаклями, сцена у вас «одета» снова очень лаконично. Такая задумка?

– Зачем ограничивать зрителя в его воображении? Пусть он сам домысливает, дорисовывает… Надо оставлять поле и для его собственной жизни.

– Да, при всем минимализме в сценографии создается ощущение того, что зритель находится внутри дома Сарафанова. А что вы можете сказать о работе молодых актеров? Справились ли они с задачей?

– В целом, да. Им удалось немало чего найти и добиться в этой работе. Надо сказать, что это их первый спектакль в театре после учебы в Академии и сразу такой серьезный материал.

– А правда ли, что почти на каждой репетиции героя Владимира Диля обливали водой из ведра?

– Да нет, конечно. Были пробы разных трюков, остановились на этом.

– Вам понравилась реакция зала?

– Важна была реакция молодежи, но и старшее поколение не разочаровать, все-таки, это их история. Я убедился в сотый раз, что в Вампилове нуждаются все. Зритель в Магадане хочет думать, а не только смеяться, хоть и юмора достаточно в этом спектакле. И таких людей оказалось много, это очень важно и ценно.

В спектакле дебютировали новые актеры драмы, которыми труппа пополнилась в этом сезоне. ЭтоВладимир Мунько (Васенька), Иван Синицын (Сильва), Екатерина Бондаренко (Нина), которые приехали в наш театр после окончания Дальневосточного института искусств. Роль Сарафанова исполнил Виталий Стратичук, приехавший к нам из Санкт-Петербурга. Для него это был тоже дебют на нашей сцене.

– Роль Сарафанова очень объемная, впрочем, у Вампилова все роли в «Старшем сыне» интересны и глубоки по содержанию, – поделился артист. – И меня, как отца двоих уже взрослых детей, не могла эта роль оставить равнодушным. Ну, а как актера, разумеется, меня не может не трогать вообще драматургия Вампилова.

– А как вы чувствуете себя в этой роли? Вам она близка или вы еще ищете этот образ?

– В разговорах с режиссером появился азарт, и мне стало любопытно поработать над этой ролью и в этом спектакле. Стал думать об образе и обнаруживать разные черты характера. Постепенно стали проявляться и роль, и сам человек. Начни тут режиссер специально «выявлять характер» и «ставить акценты» – все было бы искусственно. Так что, все собиралось по мелочам, осторожно и вдумчиво, с уважением и вниманием к автору. На «едином дыхании» ничего нельзя сыграть. Надо возвращаться, переделывать, двигаться дальше – то легче, то труднее. Так что чуда здесь нет, а есть кропотливая работа и труд.

– Как вам наша публика?

– Публика в Магадане, я убедился, открыта, искренна и не скупа на эмоции.

Профессор кафедры русской филологии и журналистики Северо-Восточного государственного университета и театрал с большим стажем Елена Гоголева с удовольствием поделилась впечатлениями:

– После долгого периода отсутствия значимых спектаклей, это несомненная удача театра. Спектакль радует наличием молодых сил, но пока нельзя признать ровной игру актеров. В этой комедии, вообще, очень сильны фарсовые моменты, и, на мой взгляд, это оправдано. Понятно, что зритель нуждается в хорошем фарсе. Это, конечно, не комедия в чистом виде – это и драма, и комедия. Режиссер имел право осовременить пьесу Вампилова комбинированием старых мелодий 1960-х и вполне современной мужской одеждой.

После первого дня премьеры, когда аплодисменты зрителей перешли в овации, их ожидало еще одно приятное событие. Председатель Магаданского отделения Союза театральных деятелей Римма Захарова (которая, к слову, сама в этом году отмечает 25-летие творческой деятельности в нашем театре), поздравила с памятными датами своих коллег по сцене, вручив им букеты цветов. 50 лет на сцене служит заслуженная артистка ЧИАССР Светлана Михайлова, 40 лет – заслуженный артист России Валерий Бунякин, 40 лет именно в Магаданском театре – балетмейстер Юрий Абрамов, 35 лет театральной деятельности отметил заслуженный артист России Аркадий Касацкий. Члены СТД пожелали молодым актерам удачи в этой сложной профессии.

Далее Дмитрий Павлов представил юным зрителям необычную сказку «Карлсон, который живет на крыше». Ну, казалось бы, детская сказка – чего проще? Но даже старожилы театра – артисты Валерий Бунякин и Николай Бекасов воскликнули после просмотра: «Такой сказки в нашем театре еще не было!».

Здесь тоже гротеск захватывает зрителя с самого начала – перед нами под заводную музыку предстают главные герои сказки. Элементы их одежды, причесок и грима, а также реквизит говорят нам, что с этой взбалмошной семейкой не соскучишься. Однако тема одиночества в спектакле проходит лейтмотивом. Главный герой Малыш (Александра Солдатова) и его друг Карлсон (Виталий Стратичук) спасают друг друга от одиночества. Смешные и грустные ситуации в жизни Малыша они преодолевают вместе, обижаясь на Маму (Екатерина Пастухова), подглядывая за сестрой (Наталья Титова) и ее женихом (Игорь Смирнов), пугая бандитов на крыше (Александр Тарасюк и Сергей Корнеев). Сцена на крыше впечатлила даже бывалых театралов: жилище Карлсона расположено прямо на колосниках, в двух метрах от пола, и дух захватывает от того, что там вытворяли крадущиеся по «трубам» бандиты. Танцующие кошки и коты (артисты балета) гармонично вписывались в эту картину, впрочем, как и световые эффекты, и музыкальное сопровождение. А финальный яркий танец всех героев заставлял зал долго аплодировать. Сценографом сказки выступила Анна Мартыненко (Санкт-Петербург), художник по костюмам – Анастасия Львова (Санкт-Петербург).

И вновь большая серьезная работа Дмитрия Павлова, в которой он выступил и как сценограф, и как художник по костюмам, а также как автор музыкального оформления. «ART» Ясмины Реза впервые появился на магаданской сцене. Спокойное, размеренное действо в начале и причудливый авангард в конце. Простые истины дружбы, сложная философия их воплощения. Все от того, что кто-то в жизни треугольник, кто-то квадрат, а кто-то круг. Все мы разные, и задевая друг друга, всегда оставляем болезненный след в чужой, а порой и в своей душе.

Здесь снова очень точное музыкальное попадание в тему. Музыка как будто «дорассказывает» нам спектакль. Музыкальная фактура удивительно тонко вплетается в лабиринты отношений героев, а порой, отрываясь от происходящего, становится словно самостоятельным героем, то грозным и экспрессивным, а подчас лирическим и ранимым.

И еще мне довелось услышать, как один молодой человек, стоя у гардероба, задумчиво натягивая рукав куртки, произнес: «Да… Тут есть над чем подумать».

О том, что нельзя, наверное, оставлять друзей надолго без присмотра. Дружба, это труд и череда компромиссов. Об этом и спектакль Дмитрия Павлова, в котором удивительно тонко, органично и ярко сыграли три замечательных актера – заслуженный артист России Валерий Бунякин, Михаил Попов и Виталий Стратичук. Действительно, для этой пьесы нужны сильные актеры, способные создать безупречный и виртуозный ансамбль, что и доказали очередной раз мастера магаданской сцены. Как и все работы Павлова, «ART» получился сложным и философским спектаклем, можно сказать, экзистенциальным, особенно в своих сценических решениях и приемах, образностью которых изобилует буквально каждая сцена.

На первый взгляд кажется, что никакой сценографии здесь нет вообще. Три стула на сцене. И, конечно, белый холст. Это и есть главный герой пьесы. Из-за него разгорелись страсти, и им же все закончилось. Но сколько образных сцен и трюков происходит в этой, на первый взгляд, незамысловатой среде! Друзья кружатся на стульях, как будто попадают в какие-то хитрые воронки и уже не в состоянии соединиться в гармоничное целое, как прежде. Их несет, закручивает, кого куда. Катаются на этих неустойчивых, как и их отношения, стульях, как дети на машинках, таранят друг друга, не уступая дорогу. Картина же меняет цвет, то мимикрирует под белый спокойный тон, то заливается кровавым дьявольским цветом, зловеще возвышаясь над всеми в минуты яростных ссор. «Три фигуры, такие разные, но такие родственные, как персонажи этой истории, пытаются понять, что их связывает и не отпускает друг от друга, – делится режиссер. – Как им победить внешнюю форму – эгоизм и земную холодную геометрию, чтобы стать единой, прежней душой. И вот в финале вырастает из маленькой белой точки большой круг и перерастает в огромный, на всю сцену квадрат. И мы видим на фоне этого гигантского полотна наших маленьких героев, напоминающих эти три геометрические фигуры. Они персонажи этой картины, белого полотна, как сама бесконечность, как и не разрешимые споры и вечные вопросы о вкусах. Падает снег, а три друга, как дети, беззаботно играют в снежки. И становится тепло и спокойно, как будто и не было всей этой войны между нашими героями».

7 мая обе труппы театра под руководством Дмитрия Павлова провели вечер памяти заслуженного артиста России Алексея Яновского, ушедшего из жизни год назад. Это была достойная профессионального театра работа – литературно-музыкальная композиция, вечер приятных, хотя и очень волнующих воспоминаний о любимом многими поколениями артисте. Алексей Петрович отдал Магаданскому театру 38 лет.

В конце мая в Малом зале театра зрители увидели любопытный показ. Два актера – заслуженный артист России Валерий Бунякин и Виталий Стратичук читали инсценировку, написанную режиссером Д. Павловым по мотивам повести Фазиля Искандера «Думающий о России и американец». Простая и страшная сценография – на заднем плане горы башмаков и туфель, а над ними возвышаются черные хромовые сапоги и за решеткой эпохи ГУЛАГа портрет Сталина. На портрете вождя глаза и рот заклеены. Это звучит предостережением – сталинское время может снова в любой момент вернуться к нам. Лейтмотивов много, но этот, на мой взгляд, основной.

Камерный вариант для малой сцены и думающего зрителя. Такой способ показа спектакля, как читка – относительно недавний жанр, ему около десяти лет. Но он-то как раз и позволяет «проверить» будущий спектакль на зрителе, посмотреть его реакцию. А реакция была вполне живая, и не только на извечную русскую тему «воровать и подворовывать». Конечно, и сценография спектакля, и язык будут меняться, но очень важно, что для малой сцены режиссер взял редкого автора со сложной философией, который загоняет тебя порой в такие дебри, из которых выбраться можно только при помощи искандеровского юмора. Ждем премьеры в следующем сезоне.

Сейчас Дмитрий Павлов начал репетиции пьесы А.Н. Островского «Правда хорошо, а счастье лучше». В спектакле будет занята вся драматическая труппа театра. Премьера намечена на октябрь.

В конце сезона состоялась и серия судьбоносных для нашего театра собраний, в последнем принял участие и губернатор Владимир Печеный. Артисты высказали недовольство администрацией театра и его художественным руководителем. В итоге был расторгнут 4-летний контракт с художественным руководителем театра, заслуженным деятелем искусств РФ Вячеславом Добровольским. Покинул свой пост и директор театра Александр Бондаренко. В настоящее время и. о. директора – Римма Захарова, человек театра, служащий в нем с конца 1980-х годов.

Министерство культуры и туризма Магаданской области уже объявило конкурс на должность директора Магаданского театра. Теперь главное – найти человека, разбирающего в театральном процессе и менеджменте, болеющего за театр всей душой. Главное – что в театре есть люди, желающие работать.

Фото автора и Натальи КОТЕЛЬНИКОВОЙ