“Магаданская правда” о гастролях Хабаровского краевого театра драмы в Магадане.

Гастроли по обмену

Впервые за 16 лет магаданская театральная труппа показала себя в другом регионе

Шестнадцать лет Магаданский областной музыкальный и драматический театр в силу удаленности и высоких цен на авиабилеты не мог выбраться на «большую землю». И вот во второй половине сентября наконец свершилось: в рамках федеральной программы «Большие гастроли» наша труппа отправилась на свидание с хабаровским зрителем, прихватив семь спектаклей, с успехом принимаемых колымчанами. Неделей позже на магаданской сцене блеснули хабаровчане. Более тридцати артистов Хабаровского краевого театра драмы показали разные грани таланта в семи комедиях и двух сказках. Это стало возможным благодаря Федеральному центру поддержки гастрольной деятельности Министерства культуры РФ.

Трогательная и простая «Леди на день» Данилова, всегда актуальный и современный гоголевский «Ревизор», веселая до легонького помешательства «Палата бизнес-класса» и беззаботно- эксцентричные «Мои отчаянные тетки» Коровкина, милая, трогательная, заставляющая задуматься о вечном «Дорогая Памела» Дж. Патрика, такой понятный «Новый год forever!» Скороходовой, а также «Мне мое солнышко больше не светит», близкое подросткам и молодежи, Забегина и Антипова, «Волшебник Изумрудного города» Волкова и «Василиса Прекрасная» подали на суд колымского зрителя и не прогадали. Яркие реплики и окончание почти каждой сцены магаданцы, а в театре почти каждый вечер был аншлаг, приветствовали бурными аплодисментами и смехом, и в конце спектакля как наивысшая похвала и комплимент для артистов – овации стоя, крики «браво» и цветы.

Стоит отметить, что Колыма во второй раз принимает хабаровскую труппу. Впервые ХКТД побывал в столице нашей области четыре года назад. Многие из артистов то и дело вспоминали предыдущие гастроли, тем не менее сетуя на недостаток времени – тогда, как и сейчас, не всем удалось просто прогуляться по городу: напряженный график, занятость во всех постановках репертуара, репетиции с перерывом на короткий отдых отняли у гостей практически все время. Но кое-где хабаровчане все же побывали, чем поделились с корреспондентами «МП».

Дорогуша Кто он, Иван Хлестаков и Фима Иваневич?

Яркий представитель молодого поколения хабаровской труппы Сергей Дорогой с первого взгляда покорил магаданскую публику. А как иначе? Он был великолепен в ролях полицейских Корни из «Леди на день» и Джо Янки («Дорогая Памела»), Феликса в «Палате бизнес- класса», Фимы Иваневича («Новый год forever»), Андрея из постановки, показанной на малой сцене, «Мне мое солнышко больше не светит» и, разумеется, Хлестакова в «Ревизоре».

В жизни Сергей такой же, как и на сцене: озорной, смешливый, постоянно улыбающийся, излучающий тепло и какое-то необъяснимое с прагматической точки зрения внутреннее сияние – самый легкий партнер по сцене, по словам актрис труппы. В этом же убедилась и корреспондент «МП», заглянувшая в гримерку после «Василисы Прекрасной», в которой Дорогой исполняет роли Фомы и Медведя. «Дорогуша, к тебе пришли!» – кликает своего партнера по сцене Рената Хазиахметова, прихлебывая чай в одной из комнат театрального закулисья.

В конце коридора он – такой же масштабный, как и на сцене, уже без грима, но еще не до конца вышедший из образа. «Люблю сказки, и детей люблю», – говорит, смущаясь, неловко теребя в руках краешек рукава. Сложно поверить, что это Хлестаков из «Ревизора» – наглый, дерзкий, знающий выход из любой ситуации. Легче он представляется в образе Фимы Иваневича, немножко чокнутого гения, из-за полной неприспособленности к нормальной жизни находящегося на грани развода с супругой, которую все еще любит.

– Актером в детстве быть точно не мечтал, – улыбается Сережа.

– Хотя представлял себя то в той, то в этой профессии. Вероятно, именно поэтому выбрал ту, в которой возраст, характер, род деятельности и даже пол можно менять сколько душе угодно раз. Главное – не отходить от режиссерского замысла.

– Нашей труппе невероятно повезло, потому что с нами работают именитые режиссеры. Правда, приезжают они ненадолго, дают советы, присутствуют на читках, а потом уезжают, появляясь непосредственно перед спектаклем, – рассказывает Дорогой.

– Так было с заслуженным деятелем искусств России Дмитрием Астраханом. Приехал ставить «Леди на день» на четыре дня в самом начале, уехал, мы гоняли текст, мизансцены, он вернулся за несколько дней до премьеры, чтобы посмотреть, что получилось. Как ассистент режиссера с нами работает Виктор Асецкий. Поэтому могу сказать, что с известными режиссерами взаимодействовать не проще хотя бы из-за скорости усвоения нового материала. Вот еще пример: Эдуард Радзюкевич (автор проекта «6 кадров» на телеканале СТС. – Прим. ред.) поставил «Новый год forever» за две недели в два состава. Можете представить, что это такое? Самыми тяжелыми спектаклями Сергей Дорогой считает «Ревизор» и «Новый год forever» – как-никак главные роли, много текста. Первая, классическая постановка, не дает ни малейшей возможности отступить от написанного: волнение выше,потому что «Ревизор» известен не только и не столько искушенному зрителю, но и каждому российскому школьнику. Именно поэтому в зале вслед за героями многие фразы цитируют и подкованные зрители. Вторая – современная, но в репликах главного героя присутствуют сложные математические термины, чтобы скороговоркой выпалить их со сцены без запинки, актеру потребовался не один час повторений маленького текстового фрагмента.

– Ваша публика невероятно благодарная, видимо, потому что в Магадан не часто привозят что- то достойное хорошие коллекти- вы, чтобы это была не халтура, не какое-нибудь весьма спорное новое прочтение, – рассуждает актер. – Второй раз я у вас на гастролях, и мне очень комфортно на магаданской сцене.

Для Дорогого параллельной реальности, то есть жизни помимо театра, сейчас не существует. Летом были, конечно, выезды на природу – за грибами и на рыбалку, но в основном он занят работой, в которой рад любой роли, принимает ее с воодушевлением, с первых читок начинает вживаться в новый образ, старается его осмыслить, а поступки, даже гадкие, оправдать.

– Даже если персонаж отрицательный, я его понимаю. Иначе гармонии с ним не получится – он всегда будет бунтовать внутри тебя, или ты внутри него – уж не знаю. (Смеется.) Происходит огромная внутренняя работа в каждой роли, но и в нее привносишь собственное я, даже если это всем известная классика – твое нутро пробивается сквозь любого персонажа, это неизбежно. Какая у меня мечта? Побольше появляться на сцене в разных образах. Побывать с гастролями или в отпуске во Владивостоке. И в третий раз приехать в Магадан, конечно!

#ХАБАРОВСКИЕГАСТРОЛИ

  • Актер и режиссер Виктор Асецкий из-за небольшой простуды помочил в Охотском море только ноги, а вот заслуженный артист России Евгений Монолатий искупался в «прохладных» водах Нагаевской бухты, что в конце сентября под силу далеко не каждому колымчанину! А после с еще большей бодростью артисты продолжили выступать перед магаданским зрителем.
  • Женская половина хабаровской труппы не отважилась повторить подвиг коллег по цеху. Пока мужчины охлаждались в морской воде, артистки Рената Хазиахметова, Елена Гагарская, Анна Чеботарева, Александра Савенкова, Татьяна Малыгина и другие проникались печальными страницами истории Колымы, посетив «Маску Скорби». Также они устроили себе свидание с Охотским морем – побродили вдоль кромки воды в Нагаевской бухте, собрали на память красивые ракушки. Погуляли они по ночному городу.
  • Александра Савенкова и Сергей Лычев в свободное от репетиций время пошли в магазин, а оказались… в краеведческом музее, где им провели экскурсию по экспозиции «Колыма. Севвостлаг 1932 – 1956».
  • Замминистра культуры Хабаровского края Ирина Купченко, по ее словам, просто влюбилась в Магаданский областной музыкальный и драматический театр, побывавший в Хабаровске на первых за много лет обменных гастролях.

– Ирина Купченко пришла на закрытие гастролей, на «Дамского портного», – рассказала директор МГМДТ Римма Захарова. – В антракте мы с ней встретились за чашкой чая, и она, посмотрев лишь первый акт, была покорена игрой наших актеров. Ирина Купченко отметила, что даже на гастролях старейшего в России ярославского театра она сидела в зале, а сама думала только о документах и своей работе. А на нашем спектакле обо всем забыла, с головой окунувшись в действо, как в сказку.

После второго Ирина Купченко поделилась своей мечтой: «Я теперь думаю, как бы мне свозить в Магадан свою маму, чтобы посмотреть все ваши спектакли».

Играющий тренер Владимир Паршев

Недельные гастроли Хабаровского краевого театра драмы настолько полюбились нашему зрителю, а сами актеры стали по-настоящему родными, что было действительно жаль с ними расставаться. Один из маститых ветеранов сцены – Владимир Паршев – служит в Хабаровском краевом театре драмы уже 30 лет, а до этого судьба куда только ни забрасывала его. География его странствий – огромная страна, весь СССР.

Судьба привела Владимира Паршева в театр из медицинского института, куда он сначала поступил, успешно выдержав все экзамены. Однако уже на первом курсе понял, что ему интереснее стать не доктором, лечащим телесные язвы, а целителем, врачующим душевные недуги. Ведь каждый режиссер это в первую очередь квалифицированный психолог.

– Кроме этого, – вспоминает Владимир Паршев, – у нас был один замечательный преподаватель, который сказал, что можно стать каким угодно артистом, шофером, летчиком, но плохим врачом быть нельзя. И я понял, что не хочу быть никудышным доктором.

Если пользоваться спортивной терминологией, Владимира Паршева с полным правом можно назвать играющим тренером. Попав в 1987 году в Хабаровск, где ему в очередной раз предложили должность главного режиссера, Владимир Дмитриевич предпочел быть одним из постановщиков, а кроме этого, сосредоточился на актерском поприще.

Впрочем, режиссуру он не оставляет: среди девяти спектаклей, привезенных в Магадан, два были поставлены Владимиром Дмитриевичем – это «Палата бизнес-класса» и «Мои отчаянные тетки». В обеих постановках Владимир Паршев сам же и играет. По мнению мастера, с коллективом ему сильно повезло.

– В нашем театре удивительно спокойно. Я могу сравнивать с другими труппами. Нет никакой под- коверной борьбы, интриг, зависти. Наверное, это еще и потому, что коллектив у нас довольно молодой. Актеров среднего и старшего поколения значительно меньше, чем молодежи. И это правильно, потому что молодежь – это будущее театра. Но они и стариков не обижают, не только дают возможность работать, но и учатся у нас, перенимают опыт. И кто бы ни приезжал к нам ставить, из Москвы и других городов, все говорят, что у нас очень теплая и душевная труппа.

Наслаждаясь игрой хабаровских артистов, их профессиональным уровнем, теплом сердец и душевной открытостью, любовью к зрителю, понимаешь, что это действительно замечательный творческий коллектив, в котором каждый из игроков метко и точно забивает голы на поле, потому что рядом с молодыми на- падающими гоняет мяч и играющий тренер Владимир Паршев, а также его ровесники.

Илья ТОФИКОВ.

На ура!

Какой спектакль магаданцев особенно понравился хабаровчанам

Классическая музыкальная комедия «Рыцарские страсти», трагикомедия «Диоген», острая социальная драма «Эти свободные бабочки», трагифарс «Баба Шанель», музкомедия «Дамский портной» и не сходящая со сцены много лет постановка Анны Варпаховской «Коктейль по-французски» в рамках обменных гастролей во второй половине сентября пришлись по сердцу хабаровским зрителям.

Как отметила директор Магаданского государственного музыкального и драматического театра Римма Захарова, в Хабаровске нашу труппу принимали на ура, несмотря на то что местная публика довольно придирчива и избалована гастролями именитых театральных коллективов. Римма Рафаэлевна считает выезд на гастроли глотком свежего воздуха и для самих магаданских актеров. Общение и обмен опытом со своими хабаровскими коллегами способствовали повышению само- оценки, позволили показать все возможности обеих наших трупп, музыкальной и драматической.

Репертуар был составлен из спектаклей разных жанров и, что главное, поставленных разными режиссерами. То есть хабаровчане смогли познакомиться с различным творческим почерком наших постановок. Особенно тепло приняли «Диогена».

– Гуляя по Хабаровску, я обратила внимание, как много там афиш разных театров, – говорит Римма Захарова, – но мы на фоне именитых из центра не ударили в грязь лицом. Каждый раз по завершении постановки хабаровчане аплодировали нам стоя!

Иван ПРЕДТЕЧЕНСКИЙ.

Директор Хабаровского краевого театра драмы Алексей ТУРКАЛОВ:

– В М а га д а н е сильный, хороший состав театра, в котором плодотворно работают известные мастера сцены. К сожалению, я не смог посмотреть все ваши спектакли, но считаю, что «Диоген» – лучший. Это не только мое личное мнение, но и многих наших зрителей. И «Эти свободные бабочки» всем понравились. На ваших показах были практически полные залы, несмотря на то что это была середина сентября, когда многие в отпусках, на дачах и огородах. У вас спектакли ставят сильные режиссеры. И хочу пожелать вам почаще приезжать к нам и вообще гастролировать по всей стране. Потому что если не ездить, а вариться в собственном соку, это не способствует развитию. Когда ездишь, показываешь себя, смотришь на других, от этого словно вырастают крылья.

Руководитель литературно-драматургической части Хабаровского краевого театра драмы Галина РОДЭЗ:

– Обменные гастроли для нас далеко не впервые. Мы ездили на Камчатку в 2011 году, и с этого момента ежегодно бываем в других регионах по этой программе или вне ее. Магадан, Петропавловск-Камчатский и Благовещенск посетили уже по два раза. Почему на гастроли мало ездят? Нет денег. Для региональных театров дорога и провоз декораций – это половина довольно существенных расходов, и Федеральный центр поддержки гастрольной деятельности Министерства культуры РФ проводит в этом смысле огромную работу. Хотелось бы, чтобы гастроли финансировали и региональные власти. Но мы регулярно ездим по Хабаровскому краю с одним-двумя спектаклями – по многу раз бывали в Совгавани, Ванино, Николаевске.

Очень рада, что, к примеру, на «Ревизоре» было много школьников, пришлось даже поставить дополнительные стулья, которые потом и не убирали – всегда находилось кому на них сидеть! Рада, что ваши актеры побывали на наших спектаклях, как и наши, кто не был занят на репетициях премьер, а 72-й театральный сезон стартует в Хабаровске уже 7 октября, так что мы прямо с корабля на бал.

Чувствуется, что в вашем городе соскучились по искусству. К нам приезжают больше, нам порой не дает покоя большая гастрольная деятельность. Но некоторые антрепризы московских артистов не отвечают многим требованиям, их нельзя назвать произведениями искусства. Другое дело, когда приезжают большие коллективы с целой программой, как ваши у нас и мы здесь, в Магадане – это интересно и сразу создает ощущение серьезности, что это не халтура ради кассы.

Выпуск подготовила Татьяна ХРИПУН.

Читайте оригинал в 77-м выпуске Магаданской правды от 06.10.2017 г.

ссылка