Интервью директора Магаданского государственного музыкального и драматического театра Риммы Захаровой изданию ХабИнфо

Гастроли Магаданского государственного музыкального и драматического театра пройдут в Хабаровске. С 20 по 24 сентября на сцене Хабаровского краевого театра драмы гости представят шесть вечерних спектаклей и один дневной — для детей. Игры магаданских актеров хабаровчане не видели давно — предыдущие гастроли состоялись еще в конце 80-х годов прошлого века. И теперь нам обещают показать все самое лучшее из репертуара. Одних декораций везут 40-футовый контейнер!

Гастроли организованы в рамках проекта «Большие гастроли» Федеральным центром поддержки гастрольной деятельности Министерства культуры Российской Федерации.

Об удивительной судьбе театра и спектаклях, которые предложат вниманию хабаровских театралов, мы беседуем с директором МГМДТ Риммой Захаровой.

— Римма Рафаэлевна, почему ваш театр называется «музыкальный и драматический», это два театра в составе одного?

— В советское время это был музыкально-драматический театр, а в 1990 году он разделился на два: музыкальный и драматический. Стало две труппы, два главных режиссера. Но, несмотря на это, театр по-прежнему составляет одно целое.

Например, спектакль «Коктейль по-французски» изначально ставился как драматический. Его ставила Анна Варпаховская, дочь знаменитого Леонида Варпаховского, сидевшего на Колыме и стоявшего у истоков нашего театра. Анна Леонидовна родилась в Усть-Омчуге, в лагерях, потом она стала знаменитой артисткой. Помните фильм «Суета сует»? В нем она сыграла Лизу, любовницу Борюсика (Фрунзик Мкртчян), которая всё котлеточки жарила.

Она заслуженная артистка России, тогда уже жила в Канаде, у нее там свой театр. Приехала в родные места, и в память об отце мы пригласили ее поставить этот спектакль. «Коктейлю по-французски» уже лет десять, и все это время у него неизменные аншлаги, хотя Магадан город маленький. Так вот, изначально этот спектакль ставился как драматический. Но постепенно вводились новые актеры, и теперь в нем работают в основном артисты из музыкальной труппы.

— Раз уж вы упомянули о Варпаховском, давайте вкратце напомним хабаровским театралам, как он оказался в ваших местах. Ведь это великий человек, театральный режиссер, Народный артист РСФСР, в начале своей карьеры работал с Мейерхольдом. За «контрреволюционную агитацию» приговорен к десяти годам исправительно-трудовых лагерей. Срок отбывал в Усть-Омчуге Магаданской области.

— В Усть-Омчуге был один из лагерей ГУЛАГА — Теньлаг. Такой уж у нас край — Колыма. История нашего театра написана великими актерами, режиссерами, музыкантами. Многие из них ранее выступали в известнейших театрах страны: актер Юрий Розенштраух до того как был арестован служил в Московском художественном театре; балерина Нина Гамильтон танцевала в Большом; музыкант Наум Нальский до ареста был актером и режиссером Хабаровской музкомедии.

На магаданской сцене начал свою театральную карьеру киноактер Георгий Жженов. Здесь родился уникальный джаз-бэнд под руководством Эдди Рознера. В концертах выездной бригады театра пел Вадим Козин. Но в программках у мастеров сцены с мировыми именами вместо титулов и званий значилось — «З/К».

— Да, история вашего театра тесно переплелась с историей страны. Но давайте вернемся в день сегодняшний. Что вы покажете хабаровским театралам?

— Мы везем классический репертуар обеих трупп. Например, «Рыцарские страсти» — это классическая музыкальная комедия, а «Диоген» — классический драматический спектакль. А еще мы специально отобрали для гастролей спектакли, поставленные разными режиссерами.

«Эти свободные бабочки» — премьера, спектакль вышел в конце сезона 2017 года. И поставил его, на наш взгляд, очень любопытный режиссер из Иркутска Андрей Штеймер.

«Дамский портной, или Красиво шить не запретишь» — это тоже новый спектакль. Поставил его заслуженный артист России Геннадий Гущин, который еще является и художественным руководителем Иркутского театрального училища.

На малой сцене Хабаровского драмтеатра мы сыграем спектакль «Баба Шанель» известного драматурга Николая Коляды.

— Хотелось бы узнать, чего ждать от спектакля «Диоген». Пьеса о древнегреческом философе написана Борисом Рацером и Владимиром Константиновым в 80-х годах прошлого века. И тогда ее расценивали как политическую. Вы проводите аналогию с тем, что сейчас происходит в России?

— Да, мы проводим такую аналогию. И зритель наш проводит аналогию. Думаю, это стало возможным благодаря тому, что талантливый молодой режиссер Дмитрий Павлов из Санкт-Петербурга немного осовременил этот спектакль, сумел расставить очень тонкие акценты.

— Что вы приготовили хабаровским детям?

— Для детей мы сыграем спектакль «Поди туда, не знаю куда». Это легкая музыкальная сказка в лучших русских традициях, поставленная режиссером из Барнаула Маратом Свободным.

 Нередко на гастролях театры пользуются минимумом декораций. Чего ждать от вас?

— Мы везем полноценные декорации. Чтобы их доставить, пришлось заказывать 40-футовый контейнер. Например, «Эти свободные бабочки» изначально предполагался как выездной спектакль, но декораций все равно много, и они очень интересные. Но не будем раскрывать всех секретов. Ждем хабаровских театралов на своих спектаклях в сентябре.

ИСТОЧНИК