Правда-хорошо,а счастье лучше

Когда:
23.04.2017 @ 18:00 Asia/Magadan Часовой пояс
2017-04-23T18:00:00+11:00
2017-04-23T18:15:00+11:00
Правда-хорошо,а счастье лучше

А.Н.Островский

комедия в трех действиях

фото Натальи Котельниковой

Антона Бабанина

Купить билет

 Основная сцена 

Продолжительность: 3 часа 20 минут с двумя антрактами (18+)

Постановочная группа: 

Режиссер постановщик – Дмитрий Павлов

Сценография – заслуженный деятель искусств РФ, лауреат Государственной премии РФ в области литературы и искусства, лауреат премий «Золотая маска», «Золотой Софит» Алексей Порай-Кошиц;

Игорь Каневский (Санкт-Петербург)

Художник по костюмам – Анастасия Львова (Санкт-Петербург)

Музыкальное оформление – Дмитрий Павлов

Ассистент режиссёра – Светлана Кузнецова

Действующие лица и исполнители:

Амос Панфилыч Барабошев (купец, вдовый) – Михаил Попов

Мавра Тарасовна (его мать) – Светлана Окунева

Поликсена (дочь Барабошева) – Екатерина Пастухова

Филицата (нянька Поликсены) – Светлана Кузнецова

Никандр Мухояров (приказчик Барабошева) – Виталий Стратичук

Палагея Григорьевна Зыбкина (бедная женщина, вдова) – Наталия Титова

Платон (ее сын) – Александр Тарасюк

Глеб Меркулыч (садовник) – Сергей Черных

Сила Ерофеич Грознов (отставной унтер-офицер) – заслуженный артист России Валерий Бунякин

КентаврАлександр Нестеренко

Массовые сцены – артисты театра

Постановка спектакля по пьесе А.Н.Островского является особенным событием для любого театра. Это драматург, чье имя стоит в списках мастеров мирового масштаба, таких, как Шекспир и Мольер; продолжатель традиций русской литературы, вслед за Фонвизиным, Грибоедовым, Пушкиным и Гоголем; автор, чье творчество явилось ключевым звеном в становлении русского национального театра.

Режиссер выбирает к постановке комедию «Правда – хорошо, а счастье – лучше», ориентируясь не только на интригующий сюжет, яркую коллизию и, присущую всем пьесам Островского, подлинную театральность. Основной мотивацией становится поразительная актуальность. Можно сказать, возникает просто зеркальная схожесть образов персонажей, их поступков и жизненных конфликтов с жизнью современного человека.

В основе сюжета – жизнь богатого купеческого семейства, где всем управляет Мавра Тарасовна Барабошева, старуха лет за 60, вдова, содержащая в строгости дом и двор. Ее сын, Амос Панфилыч, несчадно пропивающий и проматывающий деньги матери, изощряется в своих оправданиях перед маменькой до анекдотических форм, списывает каждое ежемесячное банкротство на неудачную торговлю, а помогает ему в этих ухищрениях нагло обворовывающий его приказчик –  Мухояров. Основная проблема, решаемая Маврой Тарасовной – это внучка Поликсена, которую бабушка собирается выдать замуж, и вот уже четвертый год подыскивает подходящую партию, отметая кандидатуры, несоответствующие критериям самой Мавры Тарасовны: богатый и смирный. Нянька Филицата, видя мучения молодой девушки, периодически устраивает свидания Поликсены с Платоном, бедным молодым человеком, который служит у Амоса Панфилыча секретарем, отрабатывая долг по векселю, взятый матерью, и который терпит постоянные насмешки от Никандры, нежелая писать фальшивые балансы и обманывать Мавру Тарасовну. Молодые влюбляются и, пытаясь помочь счастью молодых, Филицата, под предлогом кандидатуры на должность унтера, приводит в дом Силу Ерофеевича Грознова, которого с Барабошевой связывают не только любовные похождения молодости, но и некая глупость, а именно, клятва, шуткой взятая им при расставании, но которой Мавра Тарасовна осталась верна на протяжении всей жизни. Старуха вспоминает молодость и прежнюю любовь, конфликт разрешается, влюбленные благополучно соединяются, все получают по заслугам, и счастье должно восторжествовать, ведь именно к этому вел автор, и именно так решаются финалы практически всех, поставленных ранее спектаклей, но в данной работе режиссер кардинально меняет основные векторы.

В постановке Дмитрия Павлова, опираясь на контекст современности, и финал, и сама пьеса, постепенно теряет черты сказочности, обретая абсолютную реалистичность. Это можно отчетливо проследить, начиная от фольклорно-мифологического по духу пролога, и перемещаясь постепенно к финалу, об этом позже.

Начать можно с того, что практически все персонажи пьес Островского обладают элементами нарицательности. Это прослеживается в именах героев, в их собирательных образах, т.к. автор всегда стремился максимально точно закрепить за персонажами узнаваемые черты, пороки и характерные особенности. Режиссер же подчеркивает это, помещая персонажи и действенно, и мезансценически в такие ситуации, где максимально раскрывается их сущность. Например, садовник Глеб весь спектакль решает одну лишь задачу, он выжидает момент, когда возникнет возможность украсть яблоки. Он то прячет мешки с яблоками, то перетаскивает их из одного укромного места в другое, и каждый раз сталкиваясь с препятствием, вынужден изворачиваться и искать различные уловки, для достижения своей цели. Режиссер максимально обостряет ситуации, и в итоге Глеб ворует яблоки на глазах самой Мавры Тарасовны, а она этого и не замечает. В этом тонко переплетаются и комизм, и правда.

Спектакль полон смелых режиссерских решений и ходов, но при всем этом абсолютно сохраняется дух времени, эпоха и главное –  литературное слово. Это является как преимуществом, так и некоторым препятствием, потому что речевые обороты в драматургии Островского обладают специфической мелодикой и особенностью синтаксического построения, что становится определенной сложностью для восприятия современного человека. Это требует должного уровня квалификации от актеров. Мало самому прочесть, понять суть, выучить, вжиться, присвоить, но необходимо еще и умение донести это до зрителя внятно, легко и виртуозно. Островский всегда стремился к воспитанию актеров, повышению актерской культуры, и эта работа – хорошее этому доказательство, особенно в отношении работы со словом.

Действие пьесы разделено на три акта, два из которых проходят в историческом пространстве. Дополнить, оживить образы и переместить их в столь далекую эпоху середины девятнадцатого века помогают костюмы, искусно созданные в каждом отдельном случае. Кардинально от первого и второго отличается третий акт. Он словно обрушивается на зрителя острой и реалистичной атмосферой жизни современной Москвы. Благодаря тонкому и точному отбору средств и решений, сценическое действие становится, в прямом смысле этого слова, зеркалом современности. У одних это вызывает смех, у других – категоричное отрицание и неприятие, но если кого-то из зрителей эта «картина» заставит задуматься, цель данного решения достигнута.

Решение же всего спектакля – парадоксально. Жанр – комедия, значит, должно быть смешно? И это действительно смешно! Но если посмотреть на многие, казалось бы, нелепые ситуации здраво, становится не по себе, и даже страшно в какой-то момент, от осознания узнавания в этом себя, окружающих, действительности. Поэтому и финал неоднозначен. «Правда – хорошо, а счастье – лучше». Вот оно, торжество счастья, и мы видим, что даже в душах таких людей, как Мавра Тарасовна не умерла еще способность быть счастливыми, откликаться на это, но каким будет дальнейшее счастье того же искреннего и правдолюбивого Платона в семействе, претерпевшем изрядные нравственные искажения, попирая и предавая моральные принципы в угоду своим низменным потребностям и легкомысленному тщеславию? Это вопрос.  И его режиссер оставляет открытым.

Нельзя не восхититься оформлением сценического пространства, работы театрального художника мировой известности Алексея Порай – Кошица. Это задний фасад двухэтажного купеческого дома, выходящий в сад. Декорация сразу захватывает  внимание зрителя при раскрытии занавеса своей монументальностью и реалистичностью. Постепенно, в ходе спектакля, это пространство, можно сказать, охватывает зрительный зал, погружая в атмосферу дома, сада, и перенося смотрящих в другую реальность.

Также не оставляет равнодушным световое и музыкальное оформление, помогающее  объемнее и ярче выявлять суть сценического действия и полноценно раскрывать художественные задачи спектакля.

Островский всегда стремился «повернуть отечественную сцену к жизни и ее правде». Его творчество всегда было предметом ожесточенных споров и подвергалось резчайшей критике, как в девятнадцатом, так и в двадцатом веке. И по сей день существуют абсолютно полярные мнения и взгляды, как на драматургию, так и на ее прочтение. И тот факт, что независимо от пройденного времени, работа великого автора по сей день остается предметом столь бурных дискуссий, позволяет говорить о подлинности и неизменности вечных ценностей, служащих основой и опорой человеческого бытия…

Премьера 4 ноября 2016 г.